Архитектура в Вене

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

История Вены, насчитывающая 2000 лет, отражена в облике города с неповторимой насыщенностью. План центра Вены восходит к римскому городскому планированию и к средневековой уличной сети. Романские и готические церкви определяют облик улиц и площадей в той же степени, что и дворцы или бюргерские дома этого барочного города-резиденции. Улица Рингштрассе (Ringstraße) является олицетворением современного большого города в понимании людей 19 века, а в 20 веке масштабные жилые комплексы расставили акценты в более удаленных районах. В настоящее время реализуются крупномасштабные градостроительные проекты; яркие здания, возведенные по проектам международных архитекторов с мировым именем, дополняют силуэт города.

Вена на протяжении столетий находилась в эпицентре внимания мировой общественности благодаря тому, что служила резиденцией императора и была центром правящей власти в Европе, что, впрочем, сама прекрасно сознавала. В связи с этими обстоятельствами родилась выдающаяся архитектура строительства, и до сегодняшнего дня лишь немногие города мира могут похвастаться такой высокой концентрацией зданий, представляющих собой произведения архитектурного искусства. Уже на протяжении многих лет Вена усиленно старается продолжать исторические достижения, привлекая к себе внимание новыми, отчасти весьма сенсационными, архитектурными творениями. Вена, как самый быстрорастущий город в немецкоязычном пространстве, сейчас задает тенденции, которые учитываются во всем мире, прежде всего, в сфере жилищного строительства. Неизменными чертами, характеризующими венскую архитектуру, являются бережное отношение к имеющимся архитектурным структурам, выделение исторических пластов и диалог старого и нового.

Кульминация средневекового архитектурного искусства: Собор святого Стефана

Собор святого Стефана (Stephansdom) – самый древний архитектурный символ Вены. Во времена правления династии Габсбургов с конца 13 века по 1918 год, которые решающим образом влияли на формирование облика города, собор был дооформлен как священный памятник политических амбиций правящей династии. 137-метровая южная башня собора, строительство которой было завершено в 1433 году, называемая любовно венцами «Стефль» (Steffl), является жемчужиной позднеготического архитектурного искусства Европы. На протяжении целых десятилетий эта башня была самим высоким каменным строением в Европе, и по сегодняшний день она остается неоспоримым центром города.

Город-резиденция в стиле барокко

Вхождение Вены в ряд больших европейских столиц началось в эпоху барокко. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach) и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (Johann Lucas von Hildebrandt) считаются одними из самых выдающихся мастеров барочного архитектурного искусства. За пределами городских стен выросла целая цепочка летних дворцов, среди которых архитектурно-парковый ансамбль дворец Шварценберг (Schwarzenberg) (1697-1704), а также Верхний и Нижний Бельведер (Belvedere) принца Евгения Савойского (Eugen von Savoyen) (1714-22). К наиболее значимым городским дворцам относятся Зимний дворец принца Евгения (1695-1724; филиал Бельведера) и дворец Даун-Кински (Daun-Kinsky) (1713-19; аукционный дом Кински). Сам император приказал дополнить ансамбль дворца Хофбург (Hofburg) зданиями дворцовой библиотеки (1722-26) и зимней школы верховой езды (1729-34). Но все же важнее для династии Габсбургов было строительство церквей и монастырей. Так, перед стенами города по проекту архитектора Фишера фон Эрлаха (Fischer von Erlach) была построена церковь Карлскирхе (Karlskirche) (1714-39). Эта церковь, благодаря ее историческому фасаду, такому сложному по форме и содержанию, причисляется к самым ярким архитектурным произведениям барочного искусства Европы. В красочных внутренних помещениях церквей, как, например, церкви святого Петра (Peterskirche) (1701-22), можно разглядеть усилия современников соединить архитектуру, живопись и скульптуру.

На пути к метрополии: эпоха кольцевых улиц

С эпохой барокко стали думать о расширении сверх меры переполненного города, и только император Франц Иосиф (Franz Joseph) отдал в 1857 году приказ снести укрепительные сооружения города и соединить внутренний город с предместьями. В 1865 году была открыта Рингштрассе (Ringstraße). Будучи самым значимым европейским бульваром, эта улица является настоящим градостроительным и архитектурным достижением самого высокого уровня. Строительный фонд практически полностью сохранился, что передает аутентичную картину метрополии 19 века. Государственные представительские учреждения говорят, в смысле историзма, посредством своего стиля: греко-античные формы здания парламента по проекту Теофила Хансена (Theophil Hansen) (1871-83) говорят о демократии, ренессансный стиль университета Генриха Ферстеля (Heinrich Ferstel) (1873-84) рассказывает о расцвете гуманизма, готический стиль ратуши, построенной Фридрихом Шмидтом (Friedrich Schmidt) (1872-83) символизирует средневековую гордость бюргера.

Доминирующими остались постройки императорского дома: оперный театр (Opernhaus) (1863-69) Эдуарда ван дер Нюлля (Eduard van der Nüll) и Августа Сикардсбурга (August Sicardsburg), Бургтеатр (Burgtheater) (1874-88) Готтфрида Земпера (Gottfried Semper) и Карла Хазенауэра (Carl Hasenauer), возведенные по их проекту Художественно-исторический музей (Kunsthistorisches Museum) и Музей естествознания (Naturhistorisches Museum) (1871-91), а также Новый Хофбург (Neue Hofburg) (1881-1918). В то же время Рингштрассе была желаемым местом для проживания преимущественно еврейской крупной буржуазии. Благодаря своим роскошным дворцам, такие семьи как, например, Эфрусси (Ephrussi), Эпштейн (Epstein) или Тодеско (Todesco) демонстрировали, что они в культурном смысле взяли на себя ведущие роли в венском обществе. В рамках всемирной выставки 1873 года новая Вена была представлена международной публике. На Рингштрассе были открыты многочисленные отели, среди них отель Imperial и нынешний отель Palais Hansen Kempinski.

Лаборатория стиля модерн: Вена на рубеже 1900

К самым поздним строениям в районе улицы Рингштрассе относится здание почтовой сберегательной кассы (Postsparkasse) (1903-06) Отто Вагнера (Otto Wagner). Фасад этого здания, лишенный орнаментов и украшенный лишь «функциональными» алюминиевыми кнопками и стеклянным кассовым залом, сегодня считается эталоном архитектуры стиля модерн. Как никто другой, Отто Вагнер выступал за вхождение в 20 век: его сооружения внутригородской железной дороги сделали общественный транспорт большого города архитектурной темой, а возведенная по его проекту церковь (1904-07), расположенная при психиатрической клинике «Ам-Штайнхоф» („Am Steinhof“), считается первой церковью в стиле модерн.

В соответствии с его последовательной политикой ориентации на функциональность здания («Непрактичное не может быть красивым»), Вагнер воспитал целое поколение архитекторов и превратил Вену в лабораторию стиля модерн. Наряду с Йозефом Марией Ольбрих (Joseph Maria Olbrich), архитектором здания «Сецессион» (Secession) (1897/98), и Йозефом Хоффманном (Josef Hoffmann), архитектором расположенного в западном предместье Вены санатория «Пуркерсдорф» Purkersdorf (1904) и основателем «Венских мастерских» (Wiener Werkstätte) (1903), прежде всего, стоит отметить Адольфа Лооса (Adolf Loos), который со строительством «Лоос-Хаус» (Looshaus) на площади Михаэлерплатц (Michaelerplatz) (1909-11) вошел в историю архитектуры. Расточительная мраморная облицовка торговой зоны находится в абсолютном, обусловленном функциональностью, контрасте с лишенным декора фасадом, расположенным над ним, благодаря чему его «нагота» стала еще более очевидной – это такая же провокация, как и его критически-культурные эссе («Орнамент и преступление»), которые оказали самое большое влияние на архитектуру 20 столетия. Государственных заказов Лоос не получал. Поэтому к его важнейшим проектам можно причислить проектировку вилл, интерьеров квартир, а также торговых площадок, как, например, сохранившийся в первозданном виде и расположенный на улице Грабен салон ателье Kniže am Graben (1910-13) и отреставрированный бар Loos-Bar («Бар Лооса») (1908/09) неподалеку от улицы Кернтнерштрассе (Kärntnerstraße).

Между войнами: международный стиль модерн и социальное жилищное строительство

После распада монархии в 1918 году Вена стала столицей Австрии – вновь образовавшегося малого государства. В сердце города архитекторы Тайсс & Якш (Theiss & Jaksch) в 1931/32 гг. спроектировали первый жилой высотный дом в Вене по эксклюзивному адресу «Херренгассе 6-8» (Herrengasse 6-8). Для преодоления дефицита жилья у большого количества населения социал-демократическое городское правление разработало уникальную в мире программу постройки жилья, в соответствии с которой за несколько лет было построено 60 000 квартир в сотнях жилых комплексах на всей территории города, среди которых известный Karl Marx-Hof («Карл Маркс-Хоф») по проекту Карла Эна (Karl Ehn) (1925-30). Альтернативой многоэтажному жилищному строительству стал открытый в 1932 году международный поселок Веркбунда (Werkbundsiedlung). В этом проекте с участием 31-го архитектора из Австрии, Германии, Франции, Голландии и США были продемонстрированы модели доступного жилья на природе. Поселок Веркбунда, в который вошли дома по проектам Адольфа Лооса, Андре Люрса (André Lurçat), Ричарда Нойтра (Richard Neutra), Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), проходящий сейчас дорогостоящий ремонт, является одним из важнейших свидетельств современной архитектуры в Австрии.

Искусство модерна также нашло выражение в знаменитых постройках вилл. «Хаус Беер» (Haus Beer) работы Йозефа Франка (Josef Frank), является показательным примером венской утонченной культуры благоустройства жилья периода между двух войн, в то время как «Хаус Стонборо-Витгенштейн» (Haus Stonborough-Wittgenstein), построенный философом Людвигом Витгенштейном (Ludwig Wittgenstein) по проекту архитектора Пауля Энгельманна (Paul Engelmann) для своей сестры Маргарет (1926-28; сегодня Болгарский Культурный Институт), благодаря своему эстетичному радикализму и математически строгим пропорциям является исключительным на фоне современных архитектурных строений.

Изгнание, война и восстановление

После «аншлюса» к Германской империи в 1938 году многочисленные еврейские владельцы строек и архитекторы, благодаря которым уровень венской архитектуры находился на достаточно высоком уровне, были изгнаны из Австрии. Во время национал-социализма строительные преобразования практически не коснулись Вены, не считая шести зенитных башен для ПВО из массивного железобетона, возведенных по проекту Фридриха Таммса (Friedrich Tamms) (1942-45), которые сегодня присутствуют в облике города в качестве мемориальных памятников-предостережений.

Годы после окончания Второй мировой войны прошли под знаком восстановления города, сильно пострадавшего от бомбардировок. Архитектура этого времени характеризуется эстетичным прагматизмом, а также попыткой снова восстановить связь со временем до 1938 года и уловить современные тенденции на международной арене. К важнейшим постройкам 50-х годов можно отнести концертный зал Штадтхалле (Stadthalle) по проекту Роланда Райнера (Roland Rainer) (1952-58), Венский музей на площади Карлсплатц (Wien Museum am Karlsplatz), созданный Освальдом Хэрдтлем (Oswald Haerdtl) (1954-59), и «Дом 21-го века» (21er Haus) Карла Шванцера (Karl Schwanzer) (1958-62).

История искусства