Архитектура в Вене

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Молодые идут

С 1960-х годов молодое поколение начало поиски альтернативных решений спокойному стилю модерн, распространенному в послевоенные годы восстановления. Благодаря своим фантастическим эскизам, а также концептуальным, экспериментальным и, прежде всего, временным архитектурным решениям, интервенциям и инсталляциям, Раймунд Абрахам (Raimund Abraham), Гюнтер Домениг (Günther Domenig), Эйлфрид Хут (Eilfried Huth), Ханс Холляйн (Hans Hollein), Вальтер Пихлер (Walter Pichler), а также группы архитекторов Coop Himmelb(l)au, Haus-Rucker-Co и Missing Link за короткий период привлекли внимание международной общественности. И даже если сначала проекты делались, скорее, на бумаге, нежели реализовывались в жизни, влияние постмодернистских и деконструктивистских тенденций 1970-х и 1980-х годов было велико даже за пределами Австрии. Футуристический свечной магазин Холлайна „Retti“ на улице Кольмаркт (Kohlmarkt) (1964/65) и биоморфное здание центральной сберегательной кассы Доменига на улице Фаворитенштрассе Favoritenstraße (1975-79) относятся к самым ранним примерам. Позднее были построены Хаас-Хаус (Haas-Haus) Холляйна (1985-90), проект надстроенной крыши дома на Фалькенштрассе (Falkestraße) (1987/88) группы Coop Himmelb(l)au и T-Center Доменига (2002-04). Прежде всего, Домениг, Холляйн, а также архитектурные бюро Coop Himmelb(l)au, Ortner & Ortner (ранее члены группы Haus-Rucker-Co), благодаря иностранным заказам, завоевали австрийской и венской архитектуре международное имя.

Музейный квартал в Вене и газометры

В 1980-е годы основное внимание в строительстве в Вене уделялось уплотнению исторических структур города, которые, таким образом, больше не ставились под вопрос как высококачественное городское жизненное пространство. Международное признание получил проект постройки Музейного квартала (MuseumsQuartier) в Вене по проекту архитектурного бюро Ortner & Ortner на месте бывших императорских конюшен (конкурс 1987; 1998-2001), музеи которого – Музей современного искусства Венского фонда Людвига mumok (Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Wien), выставочный центр «Кунстхалле Вин» (Kunsthalle Wien), Архитектурный центр Вены (Architekturzentrum Wien) и детский музей Zoom – формируют один из крупнейших культурно-выставочных центров мира. После разногласий на стадии планирования в конечном итоге был достигнут архитектурный компромисс между старым и новым, и теперь эта своеобразная сцена города, которую в 2012 году посетило 4 миллиона человек, пользуется оглушительным успехом.

Диалог старого и нового, который неминуемо встает на повестку дня в вопросах архитектурной культуры Вены – города, становление которого так сильно связано с историческими событиями, заметен и в перестройке газометров в районе Зиммеринг (Simmering) архитектурным бюро Coop Himmelb(l)au, Вильгельмом Хольцбауэром (Wilhelm Holzbauer), Жаном Нувелем (Jean Nouvel) и Манфредом Ведорном (Manfred Wehdorn) (1999-2001). Здесь появилась не только новая жилая зона – этот исторический индустриальный памятник был по-новому истолкован как центр притяжения в зоне развития города.

Новые городские кварталы

В прошедшие годы большие вокзалы и прилегающая к ним территория попали в фокус планирования. Здесь были произведены не только необходимые инфраструктурные меры, но также были освоены просторные внутригородские жилые территории и торговые кварталы. К престижным проектам относится начавшееся в 2010 году строительство Венского центрального железнодорожного вокзала с прилегающими высотными зданиями бизнес-центров района «Квартир Бельведер» (Quartier Belvedere), а также жилыми домами и учебными заведениями района «Зоннвендфиртель» (Sonnwendviertel). С самой большой деревянной башни Европы открывается сенсационный вид на стройку и весь город. На площади бывшего Северного вокзала в настоящее время строится 10 000 квартир с привлечением 20 000 рабочих мест, а на месте вокзала «Ашпангбанхоф» (Aspangbahnhof) будет построен самый большой в Европе жилищный квартал домов с низким потреблением энергии «Еврогейт» (Eurogate). Площадь Северо-западного вокзала предположительно с 2020 года будет отдана под строительство жилых и рабочих помещений. Но самый большой жилищный проект, находящийся сейчас в стадии строительства, реализуется сейчас на окраине города на северо-востоке, где до 2028 года в городе на озере Асперне (Aspern) будут созданы условия для проживания и работы для приблизительно 40 000 человек.

В так называемом «зеленом легком Вены», районе Пратере (Prater), в 2013 году был открыт кампус Венского экономического университета – самого большого экономического университета Европы. Вокруг центральной площади расположены впечатляющие строения, выполненные по проектам международной команды архитекторов из Великобритании, Японии, Испании и Австрии. Складывается впечатление, что архитекторы и их группы посредством своих проектов ведут между собой достаточно интенсивную дискуссию о статусе-кво современной архитектуры – это Хитоши Абе (Hitoshi Abe), архитектурное бюро BUSarchitektur, Питер Кук (Peter Cook), Заха Хадид (Zaha Hadid), а также группа NO MAD Arquitectos и Карме Пинос (Carme Pinós).

Вверх, раздвигая границы

Высотки, построенные в последние годы по проектам целой плеяды международных архитекторов, вписались в силуэт Вены и составили не всегда бесспорную конкуренцию Собору святого Стефана. Издалека можно увидеть элегантные башни-близнецы Twin Tower (138 и 127 метров высотой) в районе Винерберг (Wienerberg), возведенные по проекту архитектора Массимилиано Фуксаса (Massimiliano Fuksas) (1999-2001). Монолитная, 75-метровая башня отеля Sofitel на Дунайском канале (Donaukanal) Жана Нувеля (2007-10), напротив, откликается на особую архитектурную ситуацию в городе и со своего самого верхнего этажа демонстрирует необычный вид на исторический центр с другого берега.

Также у воды расположена башня Доминика Перро (Dominique Perrault) DC-Tower (2010-13) в районе «Дунай-Сити» (Donau-City) –целого города высотных домов, который типичным образом демонстрирует, как развивался город по северную сторону Дуная с 1996 года. Недалеко отсюда расположена узкая и в то же время бросающаяся в глаза своими вертикальными линиями башня Доминика Перро (Turm Perraults); с ее бара Sky Bar с весны 2014 года можно будит наслаждаться Веной с самой высокой точки. Эта башня высотой 250 метров – самое высокое здание Австрии и почти в два раза выше Собора святого Стефана. Этими башнями Вена установила новые, действительно видимые границы города, а станут ли они символом новой Вены, покажет время. История архитектуры Вены, где европейская история становится настоящим, а новые здания вступают в интенсивный и не всегда бесконфликтный диалог с выдающимся архитектурным наследием, в любом случае, может предложить новые захватывающие главы.

История искусства