Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание.

Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд

(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую

жемчужину).

 В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для

определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между

маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала  XVIII

века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и  глубокую

эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты  обоих

стилей гармонично слились в единое новое целое.

 Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность  –

соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской

католической церкви.

 За пределами Италии стиль пустил самые глубокие корни в католических

странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

 Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини,

который был так же и выдающимся скульптором. Его первая крупна работа  –

балдахин над куполом Святого Петра в Риме.

 В каждой стране искусство барокко подпитывалось местными традициями.  В

одних странах оно становилось более экстравагантным, в других приглушалось

в угоду более консервативным вкусам.

Барокко в Италии

 Богатство и великолепие архитектуры барокко, в частности в Италии,

символизирует пик сласти католической церкви и католических князей  вплоть

до зарождения идей рационализма и национализма.

 Решениями Триентского собора церковь подтвердила свою приверженность

своим традиционным догмам и, ослабив строгость первых лет Контрреформации,

с невиданным со времен Средневековья рвением попыталась, как можно

убедительнее облечь вечные истины и вечные формы. В архитектуре это  были

введенные первопроходцами итальянского Ренессанса классические формы.  В

более пластичном и мощном воплощении они создавали динамичные

пространственные эффекты, усиленные неведомой даже духу готики

разомкнутостью объемов и фантастическим освещением. Готические мастера

постоянно обращали внимание на создание «изменчивого образа» и на

прозрачность архитектуры, предполагавшую эффект диагональной перспективы.

Эти эффекты были усвоены архитекторами барокко, произведения которых,

однако, были слишком монументальными, чтобы считаться прозрачными.

 Рим был бесспорным центром архитектуры барокко в Италии, однако, другие

независимые государства на территории Италии развивали свои собственные

направления стиля барокко. Наиболее значимым был Пьемонт со столицей  в

Турине. В Северной Италии, например, в Генуе стиль барокко не получил

такого широкого распространения.

История искусства