Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Джованни Лоренцо Бернини

 Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был зодчим, в чьем творчестве

впервые расцвел стиль барокко. В Риме в 1624 – 1633 гг. этот художник

создал памятник, стирающий границу между архитектурой и скульптурой,

предвосхитивший тем самым многие произведения барокко: монументальный

алтарь над местом захоронения апостола Петра, увенчанный бронзовым

балдахином на витых колоннах. В свое время он являлся роскошным жестом

победы римско-католической веры. Этим экстравагантным сооружением  высотой

29 метров церковь символически отметила свое господство над язычеством  и

иудаизмом, поскольку бронза колонн частично взята с портика языческого

Пантеона, а ее спиралевидные колонны воспроизводят колонны главного  алтаря

старого собора Св. Петра, который, как предполагалось, был привезен  из

Иерусалимского храма в Рим.

 Бернини родился в Неаполе в семье неаполитанки и флорентийца, который

был скульптором и работал в стиле позднего маньеризма. Примерно в 1605 году

семья переехала в Рим, где Бернини сделал свою профессиональную карьеру.

Как и Микеланджело, он считал себя, прежде всего, скульптором, хотя  был и

архитектором, художником, поэтом, усердным и увлеченным работником  и

человеком глубочайшей католической набожности. Как и Микеланджело,  Бернини

получил свои важнейшие заказы благодаря папскому покровительству,  поскольку

увлеченными меценатами, полными решимости придать Риму облик пышной

торжественности, были его близкий друг Маттео Барберини, находившийся  на

папском престоле с 1623 по 1644 гг. под именем папы Урбана VIII, и  Фабио

Киджи, правивший с 1655 по 1667 гг. под именем папы Александра VII.

 При папе Александре VII оформляется Кафедра апостола Петра (1657  –

1665), почитаемая как престол Св. Петра. Бернини украсил престол

великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих

роста, изображающие четырех отцов Церкви. Сверху престол был погружен  в

сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с

изображением голубя – символа Святого Духа – божественного источника

папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят

золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.

 Это пластически оформленный синтез фантазии и реальности, естественного

скрытого и искусственного света Бернини в театральной капелле Корнаро  для

Санта Мария Виттория в Риме.

 Начатые Бернини в 1656 г. знаменитые колоннады перед собором Св. Петра,

заключающие в объятия просторную овальную площадь, были столь же

красноречивым символом всеобъемлющей сласти церкви, как и Балдахин  и

Кафедра Св. Петра. Сам Бернини описал проект своих колоннад языком,

характерным для католической риторики большинства произведений барокко,  как

«материнский жест защиты веры, необходимый, чтобы воссоединить еретиков  с

церковью и привести к истинной вере неверующих». Хотя колоннады следуют

динамичному движению, которое является существенным выразительным  признаком

стиля барокко, выделение свободно стоящий несущих колонн скорее

соответствует духу греческого храма, чем романскому стилю или стиля

архитектуры Ренессанса, предпочитающим оформлять массив стены.

 Скала Реджиа (1663 – 1666) – лестница, ведущая от колоннады к папским

покоям, принадлежит к самым замечательным проектам Бернини. Здесь  художник

воспользовался непараллельностью стен, между которыми должны были

находиться ведущие вверх ступени, и подчеркнул существующую перспективу,

сводя ионические колонны по обе стороны лестницы по направлению друг  к

другу и постепенно уменьшая высоту колонн по мере подъема.

 Фигура папы на верхней площадке кажется большей, чем на самом деле.

Композиция освещалась источником света, скрытым в середине лестницы,  и

окном над ее нижней частью. У подножия лестницы Бернини установил

скульптурное конное изображение императора Константина в момент его

обращения в христианство. Его взгляд с изумлением направлен вверх  на

золотой крест над входной аркой.

 Такое превращение архитектурного оформления в драматическое действие

отличает архитектуру церкви Сант Андреа али Квиринале (1658 – 1670)  –

прекраснейшую из трех церквей, для которых Бернини выбрал центрический

проект, а именно: овал (эллипс) для церкви Сант Андреа, греческий крест для

Кастельгандольфо и круг для Арричи.

 В светской архитектуре Бернини замечателен тем, что при оформлении

палаццо Киджи-Одескальки (начато в 1664 г.) он ввел тип дворцового  фасада,

декорированного гигантским ордером над рустованным нижним этажом.  Эта

образцовая форма была разработана им для проекта фасада Лувра в Париже,

который он подготовил в 1664 – 1665 гг. для Людовика XIV. Бернини,

уверенный в победе, в 1665 г. поехал в Париж, где был принят как гость

короля, но его проект так никогда и не был исполнен. Однако он оказал

влияние на проекты многочисленных королевских дворцов XVIII века,  в том

числе в Мадриде и Стокгольме.

История искусства