Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Пьетро да Кортона

 Последний в тройке великих римских художников зрелого барокко был Пьетро Берреттини (1596 – 1669), известный под именем Пьетро да Кортона  по названию своего родного города в Тоскане. В отличие от своих современников

– Бернини и Борромини – он был, прежде всего, живописцем. В юности  Кортона

изучал в Риме античные скульптуры и рельефы, а так же архитектуру

Микеланджело и живописное творчество Караваджо и Рафаэля. Его архитектура

была живой, сложной и находилась под влиянием классического стиля.

 Этот стиль четко проявился в его первом крупном произведении – вилле

Саккетти дель Пиньето, которая не сохранилась до наших дней.

 Самым значительным сооружением Кортоны стала церковь Санти Лука э

Мартина на расширенном форуме Романум рядом с аркой Септимия Севера.

Двухэтажный центральный фасад описывает выпуклую кривую, которую словно  бы

продолжает боковое смещение двух прилегающих друг к другу прямоугольных

блоков. Колонны заглублены в стену по образцу вестибюля микеланджеловской

Библиотеки Лауренциана.

 Флорентийский маньеризм всегда оказывал сильное влияние на

архитектурный язык Кортоны. Интерьер – греческий крест с четырьмя

закругленными концами – оформлен аналогичным образом. Он имеет сложную

пластическую проработку стен, разделенный отступающими и свободно  стоящими

ионическими колоннами.

 Не менее впечатляющим предстает фасад церкви Санта Мария ин Виа Лата на

Корсо. Входной фасад оформлен поставленным на землю портиком в антах.  Когда

Кортона увидел, что окружающие новые здания грозят задавить небольшую

церковь, он в 1662 г. добился от папы Александра VII разрешения установить

над ней большой верхний этаж.

 Этот бросающийся в глаза бельведер, не имевший никакого практического

смысла, можно рассматривать как новую версию императорских лож античного

Рима. Его главным мотивом стал полукруглый антаблемент, который образует

входящую в тимпан арку и тем самым представляет собой точное

воспроизведение императорской римской архитектуры в Баальбеке и Сплите.

Другие архитектурные произведения итальянского барокко

 Испанская лестница. Вначале этот проект был поручен Алессандро Спекки,

затем его сменил Франческо де Санктис. В 1723 – 1728 гг. они реализовали

самый один из самых великолепных градостроительных сценариев Европы.

Ступени лестницы спускались от церкви Санта Тринита деи Монти к Пьяцца  ди

Спанья в виде двойной кривой в виде буквы S.

 Фонтан Треви. Последним крупным и в некоторой степени самым

примечательным памятником барокко в Риме XVIII в., является Фонтан  Треви,

выполненный Никола Сальви в 1732 – 1762 гг. Сальви пристроил к фасаду

существующего дворца декоративную стену в виде римской триумфальной  арки с

мощной центральной круглой нишей для Океана, царящего над морскими  потоками

и их обителями. Таким образом, художник создал великолепный фонтанный

комплекс, один из тех, без которых со времен античности была немыслима

городская картина Рима.

 Церковь Сан Лоренцо. Церковь архитектора Гварино Гварини в Турине имеет

квадратный план и восьмиугольный центр, выгнутые внутрь стороны которого

несут широкие открытые арки. На четырех диагональных осях эти арки  ведут в

капеллы странной, почти овальной формы, образованной двумя полукружиями.

 В расположенной выше части венецианские окна чередуются с парусами,

которые несут сферический купол в виде башни. Он состоит из 8 полукруглых

ребер, расположенных таким образом, что образуется восьмиконечная  звезда с

открытым восьмиугольным центральным полем, от которого вверх поднимается

небольшой фонарь, также увенчанный малым ребристым куполом.

 Суперга. Шедевром архитектора Филиппо Ювары является Суперга в Турине –

королевский мавзолей дома Савойских. Она имеет прекрасный квадратный

портик, который примыкает к высокой купольной ротонде. Она фланкирована

двумя отдельно стоящими колокольнями и имеет выгнутые окна на внутренней

стороне барабана.

 Церковь Чьеза деи Джезуити. Самой чарующей барочной церковью Венеции

считается Чьеза деи Джезуити, построенная в 1715 – 1728 гг. по проектам

Доменико Росси-мл. для иезуитов. Ее фасад был выполнен Джованни Батиста

Фатторетто. Кажется, что стены великолепных внутренних помещений облицованы

зеленым и белым дамастом – именно такое впечатление производит искуснейшая

мраморная инкрустация. Главный алтарь под выгнутым куполом балдахина  с

витыми колоннами украшен скульптурами и табернаклем из ляпис-лазури.

История искусства