Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки.

Испания

В Испании распространение новых архитектурных идей готики было таким же медленным, как в Англии и Германии. Благодаря цистерцианцам там стал известен ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок. Первыми испанскими церквями, повторявшими масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222) и Толедо (начат в 1226).

В Испании городские соборы (Леон, 1205—88; Севилья, 1402—1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325—1607, ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.

Италия

Своеобразна готика в Италии, где в 13—14 вв. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290—1569); даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 — около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий — ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297—1310) и дворцов ( Дворец дожей, в основном 14—16 вв., и Ка д'Оро, 1422—40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15 вв.), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.

Скульптура

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры. Особенно богато украшался готический собор. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.

Расцвет скульптуры начался на рубеже 12— 13 вв. во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры.

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. В Шатрском соборе скульптуры имеют очень характерные складки одеяний. Они вытянуты длинными тонкими параллелями, иногда расширяющимися по нижнему краю в скошенные складки. Повторение линий создает впечатление единства и устойчивости, соответствующей серьезной строгости замысла. Это так называемый прием «мокрых складок». В XIII веке изображение драпировок изменилось. Тонкость и удлиненность, характерные для прошлого века, ушли. На их место пришли острые складки, подчеркивающие пустоту пространства между ними. На протяжении времени стиль фигур и драпировок меняется. В амьенском соборе в фигурах появляется грациозность, живость и движение. В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Немецкой готической скульптуре было присуще сильное преувеличение эмоций с целью потрясти зрителя и заставить его сопереживать.

История искусства