Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Готика в Нидерландах.

 В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вызвал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий - ратуш, торговых рядов и складов, домов цеховых организаций. Величественные городские звонницы - вечевые башни (бефруа), игравшие важную роль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду с собором, как бы символом мощи и богатства города, - замечательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.). Всюду строились замки со все более совершенными укреплениями и в то же время обставленные со все возрастающей (Особенно в поздней готике) роскошью, проявляющейся в пышной декоративности, высоких стрельчатых окнах с причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену и т. д.

Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами и башнями. Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг к другу готическим домам с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми башенками - всем тем, что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся средневековых кварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшего жизненного уклада.

 Готика Чехии.

 Уже в романскую пору особенно внушительным был городской ансамбль Праги. Каменных строений там насчитывалось больше, чем в любом другом городе Центральной Европы. Причем замки, возвышавшиеся не в окрестностях над сельской округой, а в самом городе, придавали ему грозный и величественный вид. В ХIV в., когда со вступлением на престол Германской империи чешского короля Карла IV Чехия заняла в ней главенствующее положение, Прага заново обстроилась с подобающим такой столице великолепием. И ныне, с царящим над городом Кремлем - знаменитыми градчанами, чей главный памятник - грандиозный собор св. Вита следует причислить к шедеврам готического зодчества, с не менее знаменитым Карловым мостом, великолепным зданием ратуши, предмостной башней, вероятно самой красивой во всей Центральной Европе, готическими залами королевского дворца и великим множеством прочих созданий тогдашнего национального зодчества, Прага дает нам исключительно яркое представление о том, как высоки были достижения и устремления строительного гения средневековья. Много в ней потрудился со своими учениками замечательный зодчий и ваятель Петр Парлерж.

 Готика Англии.

 Англия...

 Высота среднего нефа Амьенского собора равна одной трети его длины, а современного ему собора в Солсбери - лишь одной шестой. Это различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и французской (да и вообще материковой) сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которому мы обязаны множеством замечательных памятников. Какова же была причина такого различия? Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским, готический стиль, который она и переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германий собор всей своей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя их скученности и мелкоте. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. И все же готика требовала устремленности к небу. Английские зодчие постарались выявить эту устремленность по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием. Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера - таковы отличительные черты английского готического зодчества.

 Вертикальное украшательство! В этом деле английские мастера проявили непревзойденную изобретательность, которой, несмотря на частые излишества, мы обязаны очень эффектными достижениями. Разве не впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери (1220-1270 гг.) или в Линкольне (ХIII- ХIV вв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единое целое! Но, пожалуй, еще причудливее грандиозные храмовые интерьеры. Какие своды! Звездчатые, сетчатые, веерообразные. Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты... такой общий взлет и такая кружевная симфония, что, право, рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества стушевывается перед самой безудержной, истинно неисчерпаемой декоративностью. Да и как не закружиться голове в галерее  клуатра собора в Глочестере (1351 -1407 гг.) или под сводами капеллы Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515 гг.), где всюду над нами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры. Английский позднеготический стиль от характерной для него подчеркнутости вертикальных членений получил название перпендикулярный.

 Готика Италии.

 Прекрасными церквами, великолепными дворцами - палаццо, открытыми галереями - лоджиями с аркадами и капителями да живописными фонтанами, в которых мы ясно распознаем элементы готического стиля, украсились города Италии, и тем не менее можно утверждать, что готика имела в Италии лишь случайный характер, рассчитанный на сорок тысяч молящихся, Миланский собор (конец ХIV - начало ХV в.) - самый большой из всех готических соборов. Близость Франции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его и французские, и немецкие, и итальянские мастера. В результате получилась некоторая компилятивность с преобладанием северных влияний и, быть может, не всегда оправданная, а, значит, чрезмерная пышность, особенно в его скульптурном наряде. Как бы то ни было, специфически итальянского варианта готической архитектуры не выявилось в грандиозной миланской храмовой постройке. Не вертикальность, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (ХIII-ХIV вв.), кстати - и это особенно знаменательно - так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей “невестой”, мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. даже такие шедевры позднего средневековья, как дворец дожей (ХIV-ХV вв.) и дворец Ка д’Оро (первая половина ХV в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами - памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Примечательно, что во дворце дожей обычные архитектурные принципы решительно нарушены. Массивный блок огромной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Но это не кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы утрачивает свою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диагонально поставленных квадратных плит, за исключением Италии, где его вытесняли освежающие ренессансные веяния, готический стиль был, как правило, обязательным в зодчестве, поощряемом католической церковью. Как мы видели, готический стиль восторжествовал в Европе в искусстве, ведущем свое начало от романского стиля, а не от византийской художественной системы.

 Готика Скандинавии.

 Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия украсились внушительными готическими соборами и замками. Но, пожалуй, норвежское деревянное зодчество - наиболее оригинальный вклад Скандинавии в средневековое искусство, как романское, так и готическое. Лесистые горы страны в изобилии поставляли материал, из которого на фоне их склонов создавались затейливые, стройные церкви, а то и церквушки с крутыми двускатными кровлями и башенкой в два-три яруса.

 Готика Польши.

. Мощна и во многом своеобразна польская готика с ее крепким, лаконичным построением, живописными церковными фасадами из красного кирпича, рыночными площадями (где все вокруг, будь то ратуша, цеховое здание или островерхий жилой дом, создавалось как часть слитного архитектурного ансамбля) да такими примечательными памятниками, как, например, знаменитый краковский барбакан - круглый редут, увенчанный небольшими башнями, грозный, массивный и в то же время радующий глаз плавной просторностью своих могучих изогнутых стен.

 Готика Испании.

 И в других странах Европы готика сочетала в себе черты присущей ей художественной системы с традициями и особенностями, рожденными местными историческими условиями. Это сочетание породило в средневековой Испании довольно своеобразное искусство. Там уже в романскую пору построили такое множество замков-крепостей, что целая область Кастилия, где их было, пожалуй, больше всего, получила от них свое название (саstillo - “замок”). Это строительство было вызвано постоянными жестокими войнами. Но вернемся к готике. Интересны своими высокими художественными качествами, сочетанием правдивого изображения с условностью и затейливой декоративностью створки алтаря, расписанные в самом конце ХIV в. фламандским мастером Мельхиором Брудерламом. Алтарь с подвижными створками как идейный центр храмового интерьера - это новшество готического искусства. Витраж вытеснил фреску. Но в некоторых странах расписанные алтарные створки являют нам замечательные образцы готической живописи, нередко даже монументального характера.

 Заключение.

 В современном мире готика получила распространение в молодежной субкультуре. Загадочность атмосферы готического храма с мифическими существами населяющими его образовалась в стили и поведении представителей готической субкультуры.

 Кто такие готы? Точного определения дать на этот вопрос пожалуй нельзя. Могу сказать только одно - ГОТЫ - самые загадочные неформалы нашего времени.

 В наследство от панков

 Известный факт, что готы выросли из панка. В конце 70-ых в Англии произошёл некий застой в панк - движении. Некоторые группы сменил звучание на более депрессивное (что отображало общий настрой населения в то время), а имидж - на более эстетичный. Таким образов сформировался пост - панк. Чуть позже более молодые группы стали играть “тёмную музыку”, что по сути и являлось началом готического стиля, тогда же пошла мода на чёрный цвет (хотя надо учесть, что готы 80-ых сильно отличались о нынешних). Точкой отсчёта готик - рока считается 1982 год, когда британская группа Ваuhaus спела первую бессмертную “ Вela Lugosi is Dead. От панков достался готам и девиз “Goth Undead” (ну как тут не вспомнить “Рanks Not Dead”?). А ещё к готам плавно перетёк ирокез. Правда его обычно стали красить в чёрный цвет (нередко гуталином) и зачёсывать на одну сторону.

 Жизнь в после смерти.

 Дать точное определение, кто такой гот, практически невозможно. Можно быть готом и при этом не слушать готическую музыку, можно обожать эту музыку, но не быть готом. К тому же в готике сейчас появилось огромное количество течений. Вообще самое главное - это определённое состояние души. Постоянная депрессия, меланхолия, утончённое отношение к жизни, отстранение от мира, одиночество. Ну и, понятное дело,- постоянные разговоры о смерти. Хотя самоубийц среди готов не больше, чем среди остальных людей. Просто они относятся к смерти как к единственному способу очистить эту жизнь. Главная особенность любого гота - внешность. Не узнать гота в толпе невозможно. Хотя опять же- сказать, как точно должен выглядеть гот, нельзя. Есть те, которые предпочитают закосить под старину(широкие юбки, ботфорты, камзолы). Некоторые наоборот - латекс, винил, кожа. Но и у тех и у других, как правило,- чёрные ногти, чёрная помада, чёрный макияж. В общем, как пела “Агата Кристи”: “Я крашу губы гуталином, я обожаю чёрный цвет...” Кстати в готической культуре нередко стирается граница между полами. Причём как во внешности (мужчина - гот в юбке и с маникюром вовсе не гомик), так и по сути(изначально в готик - тусовке женщины в правах ничем не уступали мужчинам).

 Готические племена

 ГОТ-АЫДРОГIИН. Отличить мальчика от девочки практически нереально:

одни и те же длинные челки и накрашенные ногти. Правда, если персонаж окажется в юбке, то процентов на девяносто - перед тобой мальчик. Главный признак гота-андрогина - большое количество серебряных украшений и кожаная одежда. Некоторые удачно сочетают одно с другим, нося ошейники

с серебряными шипами. Вся одежда - чернее ночи!

 КИБЕР-ГОТ. Эти люди просто помешались на всяких техногенных заморочках. Если браслет - то в виде шестеренки. Если цепь на шее - то велосипедная. У киберов в почете ультрарадикальная окраска волос, одежда из латекса, винила и всяких новопридуманных супертканей. Лучший друг этих товарищей - комп, увешанный наклейками с Луной и дракулой.

 ГОТ-ВАМПИР. Самая опасная категория готов. Их привычки могут повредить случайным людям, оказавшимся рядом. дело в том, что, насмотревшись по видео “дракулы”, такой друг решает, что он тоже вампир, И принимается за темные дела: идет к зубному нарастить клыки, тренируется на помидорах прокусывать горло и занимается прочей ерундой. Его легко узнать по одежде: чаще всего он одет в белую рубаху с кружевами и бархатные штаны. Опасайся его!

Помощь заполнение 3 ндфл спб.
История искусства