ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ — АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Рождение средневековой культуры было итогом встречи античности и варварского, языческого мира.

Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком — носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков — местных и латыни.

Кроме латинского языка важнейшим инструментом античного наследия было христианство, ставшее основой средневекового мировоззрения.

Для усиления позиций христианства в средние века большое значение имела деятельность крупнейшего позднеримского теолога, одного из «отцов церкви» Аврелия Августина, епископа Гиппойского (354-430 гг.). Августин жил на грани эпох, когда активизировался процесс столкновения римского и варварского миров; поэтому в его учении содержится острое ощущение конца прежнего мира, предела «их времени». Величайшее значение творчества Аврелия Августина состоит в оформлении западного христианства в целостное мировоззрение и политическую доктрину. Все дальнейшее (вплоть до системы Фомы Аквинского — XIII в.) развитие теологической мысли Средневековья происходило в рамках учения Аврелия Августина. В своем главном труде «О граде божьем» он выработал оригинальную концепцию исторического движения человечества, в которой историческое будущее перерастает в будущее космическое, возвращаясь к исходному мировому началу. Согласно Августину в мире происходит вселенская битва добра и зла, а победа добра связана с окончательным торжеством на земле «божьего града», т.е. высшей и вечной божественной истины. Другое сочинение Августина — «Исповедь» — дает прекрасный пример тонкого самоанализа, раскрытия психологии личности.

Августин первым из теологов признал роль искусства в обществе, правда, рассматривая его как отзвук божественной мудрости.

Труды «отцов» христианской церкви — Аврелия Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима и других, всесторонне обосновали догму о роли церкви и заложили основы средневекового католицизма.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика. В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования, которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств» —septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая — монастырская, или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика — как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннее Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

Усвоение античного наследия раннесредневековой Европой было далеко не всеобъемлющим, поскольку уцелела лишь незначительная часть культурных достижений классической древности.

Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен, их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор, одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. Его влияние ощутимо и в религиозной литературе (апокрифы, жития святых, назидания, всевозможные «видения»).

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту.

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ОСТГОТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

На фоне общего упадка культуры в первые века Средневековья были особенно заметны кратковременные периоды некоторого оживления культурной жизни в государствах остготов и франков[1].

Культурный подъем в Остготском королевстве в Италии наметился в годы правления Теодориха (493-526 гг.). Крупнейшими деятелями «остготского Возрождения» были Боэций и Кассиодор.

Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) — «последний римлянин», магистр-оф-фиций (первый министр) короля Теодориха, философ, поэт, ученый и теоретик музыки — входил в число наиболее почитаемых учителей раннего Средневековья. Сетуя на то, что римская свобода погибла, Боэций в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия.

Боэций обосновал деление знаний на семь свободных искусств, разделил их на две ступени: высшую — квадривиум и низшую — тривиум[2]. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Боэций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования. Боэция называли также «отцом схоластики», ибо он первым в Западной Европе выработал основы схоластического метода, который лег в основу средневековой «школьной» философии (схоластика, от лат. «schola» — «школа»).

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шартрского собора во Франции (XII-XV вв.) фигура Боэция олицетворяет арифметику, Пифагора — музыку, Евклида — геометрию, Птолемея — астрономию, Цицерона — риторику, Аристотеля — логику. Учебниками Боэция пользовались в западноевропейских университетах вплоть до начала Нового времени.

Вторым крупнейшим просветителем раннего Средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490-585 гг.), также занимавший высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Совместно с Боэцием Кассиодор обосновал тривиум и квадри-виум и разработал их структуру. Кассио-дор оставил после себя немало сочинений. Главное из них — «Варии» — собрание официальных документов, указов, распоряжений королевской канцелярии, ставшее стилистическим образцом официальных бумаг. На юге Италии в собственном имении Кассиодор основал «Виварий», включавший школу, библиотеку и скрипторий (мастерская, где переписывались книги).

«Виварий» Кассиодора сыграл выдающуюся роль в средневековой культуре, т.к. три его составные части сделались обязательным элементом в структуре христианских монастырей — главных хранителей культурной традиции в Европе.

Архитектура

Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан и др.) были центрами искусства и архитектуры, продолжавших традиции античной классики.

Особенно блистала столица Остготского государства — город Равенна, которая украсилась новыми великолепными соборами и дворцами, амфитеатрами, монументальными гробницами и роскошными мозаиками. Продолжалось также строительство мостов, дорог и акведуков, однако главное место занимали культовые постройки — храмы, баптистерии и пр.

Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха (ок. 526 г.). Следуя римской традиции погребальных сооружений, мавзолей остготского короля был выстроен как центрическое здание. Он представлял собой массивное и суровое сооружение, отличающееся внушительностью общего облика. Внутреннее пространство мавзолея богато украшено фресками и мозаиками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Другой образец строительного искусства остготского Возрождения — крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.

После завоевания Италии Византией (555 г.) Равенна сделалась ее крупнейшим культурным центром, сохранившим единственный в своем роде комплекс византийских памятников VI-VII вв. Особого размаха строительство новых храмов в Равенне достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.).

Как и раньше, сооружались два основных типа храмов — центрические и базиликальные (в основе последнего лежала римская базилика). Значение бази-ликального храма огромно, т.к. он стал основой христианского храмового зодчества. Базилика представляла собой прямоугольное здание с высоким центральным нефом, придававшим всей постройке вид могучего корабля. К центральному нефу с обеих сторон примыкали два (или более) боковых нефа, более низких чем главный. С восточной стороны центральный неф завершался полукруглым выступом — апсидой[3]. Поперечный зал, трансепт, придавал всему зданию форму креста. Высокая башня над средокрестием (место пересечения центрального нефа и трансепта) венчала постройку.

В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с XI в. стали применяться каменные цилиндрические своды.

В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому — мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Вита-ле — великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего Средневековья. В отличие от античности, где мозаика украшала пол здания, средневековая мозаика располагалась в простенках и в апсиде, и изготавливалась она теперь не из естественных камней, а из стеклянной смальты (непрозрачное стекло). Для средневековой мозаики характерны золотой цвет и мерцающая поверхность. Таковы знаменитые мозаики Сан Витале. Одна из них запечатлела торжественную процессию, направляющуюся ко входу в храм. Во главе ее изображены император Юстиниан и императрица Феодора, славившаяся своей красотой. Фигуры мозаики строги и величественны, причем большое внимание художник уделил бытовым деталям и пейзажу. В равеннских мозаиках впервые проявилось весьма характерное для средневековой живописи стремление удлинить пропорции фигур и выразить одухотворенную красоту ликов.

Город Рим, хотя во многом и утратил былое величие, в раннее Средневековье сохранял значение религиозного центра в качестве резиденции главы западной церкви — римского папы. Там продолжалось строительство храмов, самыми знаменитыми из которых являются главная церковь римской общины на Латеране и старая базилика Св. Петра, воздвигнутая над предполагаемой могилой апостола (на этом месте сейчас находится собор Св. Петра).

В базилике Св. Петра впервые в средневековой архитектуре была построена крипта[4] с обходом вокруг надгробия, которая впоследствии сделалась важным атрибутом христианского храма. Вход в базилику был выполнен в виде трехпролетной арки — так впоследствии стали оформлять порталы церквей романского стиля.

На севере Италии значительным культурным центром раннего Средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи там сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.

История искусства