Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Живопись Витраж

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора, окно-роза, ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

В середине 13 в. в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер.

Миниатюра

В готическую эпоху (13—14 вв.) высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Он ввел в миниатюру гризайль – живопись, выполненная одной серой краской. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. принадлежало парижской школе. В Псалтыре св. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

В английских Псалтырях существовали большие иллюстрации в начале книги, а для украшения текста ограничивались маленькими сценками, вставленными внутрь заглавных букв. Отличительным признаком школы Восточной Англии был экстравагантный узор бордюра. Миниатюры, изображения животных и листьев были помещены внутри бордюра правильной четырех угольной формы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, тонкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14—15 вв. иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. 1320 г.). Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в.) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Лиможская эмаль

В основу искусства т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л. э. вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).

Около 1530 формируется т. н. новая школа лиможской эмали. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона.

Заключение

Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни, часто он вмещал всё население города. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной.  Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека — жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики. Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах — всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

 Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Стиль – не постоянная и неизменная структура, а живой художественный процесс. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому чистых стилей вообще не бывает.

 Мир искусства существует как бы параллельно нашему, материальному миру, а художественные идеи «парят» вне времени и пространства. Это объясняет, в частности, почему эпоха Возрождения в искусстве отражает не реальную, а вымышленную, идеализированную ситуацию в обществе того времени, а эпоха барокко совсем не исчерпывает широкий спектр идей XVII столетия. И только области творческой деятельности, теснее всего смыкающейся с материальной жизнью – прикладное искусство, традиционные художественные ремесла, дизайн – являются отражением времени и места своего рождения. Таким образом, распространенное мнение о том, что подлинное искусство всегда отражает жизнь эпохи, особенности исторического этапа развития общества весьма спорно.

 Внешние, социальные факторы лишь частично влияют на внутреннюю логику зарождения, развития и периодической смены художественных направлений, течений, стилей. Эта логика представляет собой естественный исторический процесс, она едина для всех стран и народов и принципиально не сводится к внешним связям с особенностями данной исторической эпохи. Однако стиль в отличие от индивидуального вдохновения не может быть абсолютно свободен от влияния места и времени.

Стиль – это единство, целостность содержательных и формальных элементов, с помощью которых непосредственно создается художественное произведение. В художественном стиле все элементы не случайны, а связаны между собой. Именно поэтому натурализм не имеет стиля. По этой же причине трудно говорить о стиле живописи импрессионистов. Стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира. Вот почему понятие "реализм", "модернизм", не может быть названием стиля. Чем менее натуралистично художественное произведение, тем оно более стильно. Чем выше ясность, чистота композиционных связей, чем они полнее проявляются, тем выше стилевое качество произведения искусства.

 За всю историю изобразительного искусства сформировались сотни стилей, включая их географические, национальные, исторические разновидности, и подробное исследование их всех возможно только в рамках энциклопедии. Далее будут рассмотренны стили таких исторических эпох, как античность, Средние века, Возрождение и Новое время, и на их примере можно будет понять, действительно ли историческая ситуация оказывает непосредственное влияние на формирование стилей, или в своем развитии стиль следует только внутренней логике, и формируется в отрыве от действительной жизни, или же стиль рождается под влиянием обоих факторов. Таким образом, цель данной работы – не детальное исследование всех стилей, а определение основных, общих тенденций и закономерностей их формирования и развития в искусстве.

Ящик для инструментов в машину смотрите на сайте.
История искусства