РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ (X-XV вв.)

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Если в предшествующий период основными центрами культуры были монастыри и церкви, то начиная с XI в. эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв. Ее главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр и народное творчество.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. СХОЛАСТИКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ

В городах возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы при главных соборах и епископских резиденциях. В них обучались не только духовные лица (клирики), но и миряне, так как школы готовили кадры для светской администрации. Кроме кафедральных школ появляются также городские нецерковные школы, возглавляемые учителями — магистрами. Постепенно развивается школьная специализация: например, во Франции школы города Меца славились хорошей музыкальной подготовкой, школы Камбре —учителями математики, а в школах Тура обучали медицине. Из города в город переходила молва о прекрасных учителях, к которым устремлялись жаждущие новых знаний ученики.

Средневековая школьная наука называлась схоластика. Она была тесно связана с теологией (учением о боге), а ее характерными особенностями были стремление опереться на церковные авторитеты и догмы (в противовес опытному и практическому знанию), а также интерес к формальной логике. В рамках схоластической философии в средние века шел вечный спор о соотношении веры и разума, реального и идеального, бывший ядром интеллектуального движения в ту эпоху. Одним из самых блестящих умов был французский философ Пьер Абеляр, много сделавший для развития схоластики (Х1-Х11 вв.).

В Х1-Х11 вв. в Западной Европе появляется новый тип школы — университет (от лат. universitas — совокупность, общность), оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Первый университет был открыт в г. Болонья (Италия) на базе Болонской юридической школы (XI век). В Х11-Х111 вв. возникают университеты в Оксфорде и Кембридже (Англия), Париже, Палермо (Сицилия), Неаполе, Саламанке (Испания), а в XIV-XV вв. — в Праге, Кракове, Кельне и Эрфурте (Германия) и в других городах. Университеты открывались либо на базе наиболее влиятельных кафедральных (соборных) школ, либо самостоятельно. Большинство европейских университетов в средние века находились под опекой католической церкви, хотя изучалась в них не только теология.

Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был в обязательном порядке получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили также роль книги: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли.

Европейские университеты были похожи друг на друга: они использовали единый академический язык — латынь — и имели одинаковые факультеты (от лат. facultas — способность). Младший факультет назывался «артистический» и считался обязательной ступенью образования: на нем изучались «семь свободных искусств», закончившие его получали степень бакалавра. Обучение на старшем факультете (либо юридическом, либо медицинском, либо богословском) давало возможность получить степень магистра и доктора. Поскольку все университеты в Европе имели общий язык обучения и одинаковый набор дисциплин, обучаться в них могли студенты любой национальности. Поэтому в средние века существовала традиция перехода студентов из одного университетского центра в другой для продолжения обучения.

Почти все европейские университеты обладали юридической, административной и финансовой автономией, которую им даровали короли, епископы или римские папы. У обитателей университетов были свои организации: преподаватели объединялись в факультеты, а студенты — в нации или провинции. Во главе находились деканы и ректор, а формами обучения были лекции и диспуты.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров: это и героический эпос, и рыцарская литература (романы и поэзия), и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни (фаблио), и поэзия вагантов, и др.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в Х11-Х111 вв.

В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (т.е. сказания, имеющие реальную историческую основу) и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке.

Эпические произведения XII в. получили название «поэмы о деяниях» (chanson de gestes). Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами-жонглерами.

Самыми знаменитыми chanson de gestes были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о Набелунгах» (Германия), в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух».

Важной частью средневековой культуры была рыцарская литература.

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь «христианский мир». Кроме этого идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участие в турнирах и, наконец, соблюдение всех правил «куртуазии» — безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскости. И последнее — рыцарь должен был быть преданным возлюбленным избранной им «дамы сердца». Таким образом, в кодексе рыцарской чести этика военных дружин переплеталась с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде (после завоевания Англии нормандскими феодалами в 1066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов —Артура (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его — Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис —воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла (Бретань — область во Франции), были поиски святого Грааля — чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа.

В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» — поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.

Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в XI в. был французский поэт Кретьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих «романах в стихах».

Произведения Кретьена де Труа «Эрек и Энида», «Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ланселот, или Рыцарь Телеги» и др. относятся к лучшим образцам западноевропейской куртуазной литературы. Сюжеты произведений К. де Труа перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, Гартманом фон Ауэ. Лучшим его произведением стал «Бедный Генрих» — небольшая стихотворная повесть.

Еще одним знаменитым автором рыцарских куртуазных романов был Вольфрам фон Эшенбах, чья поэма «Парсифаль» (один из рыцарей круглого стола) впоследствии вдохновляла великого немецкого композитора Р. Вагнера.

Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров (проваис. trobar — сочинять, изобретать), возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в то же время изысканностью и утонченностью. Основными чертами этой поэзии были также элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культового действа.

Известнейшими трубадурами XII в. были Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль и Бертран де Борн. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии — миннезингеров (певцы, любви), в Италии — поэтов «нового сладостного стиля». Любовная лирика трубадуров способствовала повсеместному распространению куртуазной культуры в Западной Европе.

Городская литература XII—XIII вв. была антифеодальной и антицерковной по своей направленности. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — шванк). В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении Х11-Х111 вв. Впервые он появился во Франции, а впоследствии был переведен на немецкий, английский, итальянский и другие языки. В основе «Романа о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов.

Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы — «Роман о Розе», который состоит из двух разнородных и разновременных частей. Он был составлен во Франции в XIII в.: первая часть романа была написана поэтом-рыцарем Гильомом де Лоррисом и представляет собой любовную аллегорию. В ней в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие, злоязычие и др. Иной характер носит вторая часть романа, написанная ученым горожанином Жаном де Меном. Она носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства. В ней критикуются католическое духовенство и сам папа, отрицается божественное происхождение королевской власти и делается смелый вывод о том, что истинное благородство заключается не в знатном происхождении, а в личных достоинствах человека. Взгляды Ж. де Мена отличались большим радикализмом, и не случайно его часто называли «Вальтером Средневековья».

Другим направлением городской культуры Средневековья было карна-вально-смеховое театральное искусство.

Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров — жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Персонажи фаблио и шванков, герои театральных постановок-фарсов выступали как типы-маски. Например, монах всегда изображался плутом, врач — шарлатаном, адвокат —крючкотвором, горожанин — хитрецом.

Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир Средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира.

Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним и причислялись бродячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость» и лицедейство. В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе, опутывая «сетями дьявольскими» свои жертвы.

Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов[5] — бродячих школяров (от лат. vagare — бродить).

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в ХП-ХШ вв. вся Европа. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны (в отличие, например, от провансальской поэзии трубадуров); они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой и мировой литературы стал Робин Гуд — действующее лицо многочисленных баллад, памятников английской литературы XIII в.

Итальянская литература средних веков в основном представлена лирической поэзией так называемого «нового сладостного стиля», крупнейшими представителями которого были Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти.

Рубеж XIII—XIV вв. оказался переломным в литературной жизни Италии и всей Европы. Как бы венчает Средневековье и высится у порога Нового времени величайшая фигура Данте Алигьери (1265-1321). Его личность и творчество стоят на грани феодально-церковного мировоззрения и нового, гуманистического. Данте часто называли предтечей гуманизма.

Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. Данте не отвергал догматов христианства и продолжал оставаться на позициях средневекового католицизма, но, рассматривая соотношение двух начал — божественного и природного, — он склонялся к мысли о том, что жизнь и творчество имеют не божественные, а природные истоки, основывающиеся на жизненном восприятии человека. В главном произведении Данте — «Божественной комедии» — наряду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живописующая загробный мир, тем не менее, очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью: потустороннее в ней нисколько не заслоняет земного. Именно поэтому художественные образы Данте открывали путь новой эпохе в развитии мировой культуры — Возрождению с его новым отношением к миру и человеку.

Данте считается создателем итальянского литературного языка — его главное произведение написано на народном тосканском диалекте.

Родиной Данте была знаменитая Флоренция, где он получил образование, увлекся античной поэзией, где встретил свою любовь, воспетую в его стихах (сонетах) и в «Божественной комедии», — Беатриче Портинари. После изгнания из родного города (Данте участвовал в борьбе гвельфов — сторонников папы, и гибеллинов — сторонников императора; на стороне последних) Данте поселился в Равенне, где и написал свое главное произведение и где был похоронен в 1321 году.

Свою грандиозную эпопею поэт назвал «Комедией» (а современники Данте прибавили к названию эпитет «божественная»). Содержание поэмы Данте не вполне соответствует ее названию, данному этому произведению потому, что комедия соответствовала, сообразно риторике того времени, среднему стилю, а трагедиями обычно назывались произведения высокого стиля, к тому же написанные по-латыни.

Поэма Данте — единственное в своем роде произведение мировой литературы, ее непревзойденный шедевр, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. «Божественная комедия» являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера.

В поэме Данте три части — «Ад», « Чистилище», «Рай» - Каждая часть состоит из 33 песен, всего в «Комедии» 100 песен (1-я песнь — вводная). Это своеобразная символика: число «3» и его производное «9» считались в средние века священными, а число «100» означало совершенство. Эти числа часто встречаются на страницах «Божественной комедии» — три цвета в одежде Беатриче, три пасти Люцифера, девять кругов ада, девять небесных сфер и т.п. Сюжет поэмы — путешествие самого Данте, сопровождаемого римским поэтом Вергилием, по загробному миру. Особенно захватывает читателя «Ад», до предела насыщенный человеческими страстями. Не случайно многие современники поэта верили, что он действительно побывал в аду.

Поэма Данте объемлет всю Вселенную и все времена, ибо в ней изложена летопись человеческого рода. Это поистине энциклопедия средневековой жизни. Характерно, что образ ада у Данте, переживший свою эпоху и сохранившийся до наших дней, пронизан духом земной реальности.

Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин человеческого чувства и владеет такими простыми и сильными приемами словесного выражения, что до сих пор остается недосягаемым образцом высочайшего искусства.

Сам Данте высоко оценивал собственное поэтическое творчество. В «Божественной комедии» он назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов: Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан, Данте. Таким образом, следом за поэтами античности Данте как бы признает себя первым поэтом христианской Европы.

В XV в. широкое распространение получают новые жанры театрально-поэтического искусства, например, фарсы — юмористические сценки, реалистически изображавшие быт горожан. В том же столетии в Германии возникает новый поэтический жанр — мейстерзанг, постепенно вытеснивший рыцарский миннезанг. Мейстерзанг — это песенная поэзия с преобладанием дидактических (поучительных) мотивов. Лучшие традиции немецкой городской литературы продолжила сатирическая драма Себастиана Бранта «Корабль дураков».

В Англии XV века Томас Мэлори создал выдающийся памятник английской литературы — «Смерть Артура», сюжет которого восходит к кельтскому эпосу. На основе сказаний о короле Артуре написал свою знаменитую пародию-сатиру «Янки при дворе короля Артура» Марк Твен.

Родоначальником английской национальной литературы был Джеффри Чо-сер (1340-1400). Его «Кентерберийские рассказы» — яркий и реалистический портрет средневековой Англии.

Вопросы

1. Подумайте, в чем заключалась роль средневековых университетов в мировой культуре?

2. Назовите и охарактеризуйте основные жанры средневековой литературы.

3. Почему Данте Алигьери назвали «последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени»?

4. Что такое куртуазия?

История искусства