РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй
общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен,
чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты
для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам,
т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы
— «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство
к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет,
а является красивейшим архитектурным стилем Европы.
Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII-XIV вв.,
стал высшим художественным синтезом средневековья, именно ему с наибольшей
полнотой удалось выразить главные идеи и устремления той эпохи.
Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим
ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих
ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие
от романского готический собор — городское сооружение; контрастируя
с маленькими домами жителей, он, устремленный ввысь, господствовал над
всей городской застройкой.
Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах готических
построек главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов,
судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также
здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления
— ратуши, бывшие символом независимости города.
Первые готические соборы появились в Северной Франции, а затем быстро
распространились по странам Западной, Центральной и Северной Европы;
после крестовых походов готика проникла в Сирию, на острова Кипр и Родос.
Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они
были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие
между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла абстрактную
' идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность
отдельных деталей.
Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре
был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических
элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой
арки, а появление последней связывалось с арабским влиянием.
В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный
тип храма. Но в отличие от романского храма, в основе готического здания
лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта
система основана на крестовом нервюрном своде (нервюры — образующие
свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах, или
столбах) и внешних опорах — контрфорсах (специальных подпорных столбах
уступчатой формы). Центральный неф готического храма обычно был выше
боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные
подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами
бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение
(вся тяжесть здания концентрировалась теперь не на стене, а на контрфорсах
и аркбутанах) и максимально расширить внутреннее пространство здания,
почти убрав стены.
Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой
арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания
ввысь.
Важная деталь готического собора — огромные окна, которые как бы заменили
стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными
витражами (живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец).
Все внутреннее пространство храма благодаря витражам, было насыщено
светом, окрашенным в различные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей
самый замечательный — капелла (часовня) Сен-Шапель в' Париже', в ней
146 окон с 1359 различными витражными картинами.
Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними
— круглое большое окно, так называемая «готическая роза».
В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми формами
готический собор необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго
индивидуален.
Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили
интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение
легкости подчеркивалось и декором. Гладкая поверхность стены исчезла,
а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась
окнами, расчленилась нишами или арочками. Изменился по сравнению с романской
эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира
непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой.
Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно западный), а также
интерьер храма. В последнем логическим центром становится скульптурное
распятие.
Франция
Родиной готической архитектуры была Франция, переживавшая в Х11-Х111
вв. блестящий расцвет. Первые шаги французская готика делала на землях
Иль-де-Франс, в центральной части Франции, где еще в XII в. была построена
церковь аббатства Сен-Дени. При ее строительстве были впервые применены
каркасная конструкция и витражные окна.
Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери
(строился собор в XI-XIV вв.) — знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих
готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой
ясностью и размеренностью отличается его западный фасад, который вызывал
восхищение у В. Гюго. Нотр-Дам — это грандиозная трехнефная базилика,
одновременно вмещавшая около 9000 человек. Собор имеет могучие формы,
которые еще не утратили былой романской тяжеловесности. Но его башни
высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возносится к
небу. В центре фасада красуется огромная ажурная «готическая роза».
Собор Парижской Богоматери значительно пострадал от времени. Исчезли
многие его скульптуры и рельефы, статуи «галереи королей» на западном
фасаде. Вместо исчезнувших скульптур в XIX в. были установлены копии.
Великолепен также и собор в Шартре, более всех готических соборов насыщенный
скульптурой — число его статуй достигает 2000.
Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знаменитый французский
собор в Реймсе — месте традиционной коронации королей Франции. Замечательны
статуи, украшающие западный фасад собора, особенно скульптурная композиция
«Встреча Марии и Елизаветы». Скульптура Реймского собора считается непревзойденным
шедевром готической пластики.
Самый знаменитый во Франции готический монастырь — Мон Сен-Ми-шель
в Нормандии, который высится на скале. Его называли Ла Мервей, что значит
«чудо» или «диво».
Почти одновременно с Реймским было начато строительство собора в Амьене
(1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амьенский собор
— самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его
— 145 м, высота свода центрального нефа —42,5 м. Этот собор иногда называют
«готическим Парфено-ном», ибо он подобно своему античному предшественнику
ярче всего воплотил архитектурные принципы и художественные идеалы своего
времени. Амьенский собор весь пронизан светом и воздухом. Огромны его
окна, тончайше вырезан переплет «готической розы», сплошь покрыт кружевом
резьбы фасад.
Вершиной развития так называемой «лучистой готики» (XIII в.) стала
капелла короля Людовика IX Сен-Шапель в Париже. Она строилась как королевская
церковь; в ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец
Христа». Просторное помещение королевской капеллы словно соткано из
мерцания мозаик, пурпурного цвета витражей и бликов позолоты, что придает
всей часовне образ сказочной цветовой симфонии.
В XIII в. готика завоевала почти все области Франции, приобретя при
этом на севере и юге страны специфические особенности. Так, на севере
Франции, в Нормандии, крупнейшим готическим храмом был Руанский собор,
не уступавший по размерам Амьену и Реймсу, но сохранивший некоторые
черты местной архитектуры, близкие к романскому стилю — мощную башню
над средокрестием, а также высокие тяжелые башни на западном фасаде.
На юге Франции, в Лангедоке, готическая архитектура приобрела крепостной
характер — там часто использовались башни, напоминающие донжоны.
Германия
Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем
развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля
и даже в период своего расцвета осталось менее нарядным, чем готическая
архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют
исключение).
Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно
высоки в немецкой готике башенные шпили. Готическую архитектуру Германии
часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились
из кирпича.
Самый знаменитый готический собор Германии — Кельнский (начат в 1248
г., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура
собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она
ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменной массой, а с изгибами
сводов и арок. Сами статуи тоже имеют характерные изгибы в форме буквы
S. Скульптура Кельнского собора необычайно эмоциональна, драматична
и даже экспрессивна.
Англия
Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела
ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены
в основном на землях монастырей, а не в городах. Характерной их особенностью
является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков
Кентерберийский собор — резиденция главы англиканской церкви; соборы
в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.). Английские соборы имеют значительную
протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться
не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые
фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные
апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо-крестием, но сравнительно
небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым).
Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например,
характерным было использование цветовых контрастов между различными
породами камня.
Место коронации, а также погребения английских королей — главный собор
Вестминстерского аббатства в Лондоне — более остальных готических соборов
Англии близок к французским образцам.
Из гражданской готики Англии наиболее известен Вестминстерский дворец
(XIV век).
Испания
Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской (арабской)
архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы
в Леоне, Бургосе, Толедо).
Италия
Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной
культуре XIII-XIV вв. Уже в конце XIII в. в Италии сложились условия
для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская
культура всегда была скорее светской, чем религиозной, и в большей степени
городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили
распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы»,
в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской.
Немногочисленные готические соборы Италии поражают своими «неготическими»
особенностями. Таковы соборы Флоренции — Санта Кроче, Сан-та Мария Новелла,
Санта Мария дель Фьоре. Последний, например, покрыт круглым куполом,
а отдельно стоит колокольня (кампанила). Горизонтальные линии в итальянских
соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов
почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало
связана со всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский
собор, вмещающий до 40 000 человек, — самый большой из всех готических
соборов Италии (кон^ц XIV — начало XV в., строительство завершено в
XIX в.), который имеет чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью
архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта
Мария Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил великий Мике-ланджело.
Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской
архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные
палаццо, открытые галереи — лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции
являются блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (XIV-XV вв.)
и Дворец Ка дОро (XV в.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами,
очень близкие по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры.
В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком
Новгороде появились здания в готическом стиле. Многочисленные его памятники
сосредоточены в городах Нидерландов (здания ратуш в Брюгге, Брюсселе
и др.), Австрии (собор Св. Стефана в Вене), Венгрии, Польше (Марианский
костел в Кракове и др.), прибалтийских государств. Особенно замечателен
городской ансамбль Праги — над городом царит знаменитый пражский Кремль
— Градчаны — с шедевром готического искусства собором Св. Вита. Знаменит
также и великолепный Карлов мост (названный в честь чешского короля
Карла IV) с предмостной башней — самой красивой во всей Центральной
Европе.
Готический стиль преобладал также в искусстве книжной иллюстрации
— миниатюре. Среди школ миниатюристики особенно славилась парижская,
создавшая знаменитую «Псалтырь Людовика Святого» со сценами из Ветхого
Завета, хранящуюся ныне в Парижской национальной библиотеке.
В XIV-XV вв. готический стиль несколько видоизменился: это было время
поздней (или пламенеющей) готики. Позднеготические соборы имели сложный
и замысловатый декор и обычно были перегружены узорами и резьбой.
Характерные особенности средневековой культуры
В целом искусство конца Средневековья постепенно утрачивает вселенский
пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи
(фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка
— мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи
выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура,
прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени — пейзажу,
интерьеру, бытовому жанру. Искусство и архитектура большинства стран
Западной Европы в XIV-XV вв. испытывают сильное влияние итальянского
Ренессанса, пролагавшего в искусстве путь в Новое время.
Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной
и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение
и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм,
устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.
Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские
города украшают многочисленные архитектурные сооружения (соборы, монастырские
ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей; замечательные
произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих
художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные
образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной
миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой
литературы —эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров,
лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.
Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому
ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века» или безвременье.
Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные
явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.