Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ

Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен, чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет, а является красивейшим архитектурным стилем Европы.

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII-XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья, именно ему с наибольшей полнотой удалось выразить главные идеи и устремления той эпохи.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение; контрастируя с маленькими домами жителей, он, устремленный ввысь, господствовал над всей городской застройкой.

Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах готических построек главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления — ратуши, бывшие символом независимости города.

Первые готические соборы появились в Северной Франции, а затем быстро распространились по странам Западной, Центральной и Северной Европы; после крестовых походов готика проникла в Сирию, на острова Кипр и Родос.

Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла абстрактную ' идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность отдельных деталей.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связывалось с арабским влиянием.

В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный тип храма. Но в отличие от романского храма, в основе готического здания лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта система основана на крестовом нервюрном своде (нервюры — образующие свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах, или столбах) и внешних опорах — контрфорсах (специальных подпорных столбах уступчатой формы). Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение (вся тяжесть здания концентрировалась теперь не на стене, а на контрфорсах и аркбутанах) и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.

Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь.

Важная деталь готического собора — огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами (живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец). Все внутреннее пространство храма благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный — капелла (часовня) Сен-Шапель в' Париже', в ней 146 окон с 1359 различными витражными картинами.

Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними — круглое большое окно, так называемая «готическая роза».

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми формами готический собор необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось и декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно западный), а также интерьер храма. В последнем логическим центром становится скульптурное распятие.

Франция

Родиной готической архитектуры была Франция, переживавшая в Х11-Х111 вв. блестящий расцвет. Первые шаги французская готика делала на землях Иль-де-Франс, в центральной части Франции, где еще в XII в. была построена церковь аббатства Сен-Дени. При ее строительстве были впервые применены каркасная конструкция и витражные окна.

Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (строился собор в XI-XIV вв.) — знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад, который вызывал восхищение у В. Гюго. Нотр-Дам — это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек. Собор имеет могучие формы, которые еще не утратили былой романской тяжеловесности. Но его башни высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возносится к небу. В центре фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор Парижской Богоматери значительно пострадал от времени. Исчезли многие его скульптуры и рельефы, статуи «галереи королей» на западном фасаде. Вместо исчезнувших скульптур в XIX в. были установлены копии. Великолепен также и собор в Шартре, более всех готических соборов насыщенный скульптурой — число его статуй достигает 2000.

Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знаменитый французский собор в Реймсе — месте традиционной коронации королей Франции. Замечательны статуи, украшающие западный фасад собора, особенно скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы». Скульптура Реймского собора считается непревзойденным шедевром готической пластики.

Самый знаменитый во Франции готический монастырь — Мон Сен-Ми-шель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Ла Мервей, что значит «чудо» или «диво».

Почти одновременно с Реймским было начато строительство собора в Амьене (1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амьенский собор — самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его — 145 м, высота свода центрального нефа —42,5 м. Этот собор иногда называют «готическим Парфено-ном», ибо он подобно своему античному предшественнику ярче всего воплотил архитектурные принципы и художественные идеалы своего времени. Амьенский собор весь пронизан светом и воздухом. Огромны его окна, тончайше вырезан переплет «готической розы», сплошь покрыт кружевом резьбы фасад.

Вершиной развития так называемой «лучистой готики» (XIII в.) стала капелла короля Людовика IX Сен-Шапель в Париже. Она строилась как королевская церковь; в ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа». Просторное помещение королевской капеллы словно соткано из мерцания мозаик, пурпурного цвета витражей и бликов позолоты, что придает всей часовне образ сказочной цветовой симфонии.

В XIII в. готика завоевала почти все области Франции, приобретя при этом на севере и юге страны специфические особенности. Так, на севере Франции, в Нормандии, крупнейшим готическим храмом был Руанский собор, не уступавший по размерам Амьену и Реймсу, но сохранивший некоторые черты местной архитектуры, близкие к романскому стилю — мощную башню над средокрестием, а также высокие тяжелые башни на западном фасаде. На юге Франции, в Лангедоке, готическая архитектура приобрела крепостной характер — там часто использовались башни, напоминающие донжоны.

Германия

Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют исключение).

Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно высоки в немецкой готике башенные шпили. Готическую архитектуру Германии часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились из кирпича.

Самый знаменитый готический собор Германии — Кельнский (начат в 1248 г., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменной массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи тоже имеют характерные изгибы в форме буквы S. Скульптура Кельнского собора необычайно эмоциональна, драматична и даже экспрессивна.

Англия

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков Кентерберийский собор — резиденция главы англиканской церкви; соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.). Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо-крестием, но сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым).

Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня.

Место коронации, а также погребения английских королей — главный собор Вестминстерского аббатства в Лондоне — более остальных готических соборов Англии близок к французским образцам.

Из гражданской готики Англии наиболее известен Вестминстерский дворец (XIV век).

Испания

Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской (арабской) архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо).

Италия

Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре XIII-XIV вв. Уже в конце XIII в. в Италии сложились условия для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская культура всегда была скорее светской, чем религиозной, и в большей степени городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы», в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской.

Немногочисленные готические соборы Италии поражают своими «неготическими» особенностями. Таковы соборы Флоренции — Санта Кроче, Сан-та Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня (кампанила). Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана со всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор, вмещающий до 40 000 человек, — самый большой из всех готических соборов Италии (кон^ц XIV — начало XV в., строительство завершено в XIX в.), который имеет чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Мария Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил великий Мике-ланджело.

Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные палаццо, открытые галереи — лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции являются блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (XIV-XV вв.) и Дворец Ка дОро (XV в.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами, очень близкие по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры.

В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком Новгороде появились здания в готическом стиле. Многочисленные его памятники сосредоточены в городах Нидерландов (здания ратуш в Брюгге, Брюсселе и др.), Австрии (собор Св. Стефана в Вене), Венгрии, Польше (Марианский костел в Кракове и др.), прибалтийских государств. Особенно замечателен городской ансамбль Праги — над городом царит знаменитый пражский Кремль — Градчаны — с шедевром готического искусства собором Св. Вита. Знаменит также и великолепный Карлов мост (названный в честь чешского короля Карла IV) с предмостной башней — самой красивой во всей Центральной Европе.

Готический стиль преобладал также в искусстве книжной иллюстрации — миниатюре. Среди школ миниатюристики особенно славилась парижская, создавшая знаменитую «Псалтырь Людовика Святого» со сценами из Ветхого Завета, хранящуюся ныне в Парижской национальной библиотеке.

В XIV-XV вв. готический стиль несколько видоизменился: это было время поздней (или пламенеющей) готики. Позднеготические соборы имели сложный и замысловатый декор и обычно были перегружены узорами и резьбой.

Характерные особенности средневековой культуры

В целом искусство конца Средневековья постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка — мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура, прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени — пейзажу, интерьеру, бытовому жанру. Искусство и архитектура большинства стран Западной Европы в XIV-XV вв. испытывают сильное влияние итальянского Ренессанса, пролагавшего в искусстве путь в Новое время.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные архитектурные сооружения (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы —эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.

Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века» или безвременье. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

История искусства