Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Паломнические базилики

Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Однако и до этой церкви добраться было непросто: римская система дорог была разрушена, и средневековые паломники шли по тропам, дорожкам, петлявшим между несколькими фиксированными пунктами. Передвижение толп обеспечивал основанный в 1059 г. орден августинцев.

Паломнические базилики – особого типа базилики бургундской школы, расположенные на перевалочных пунктах по пути в Сантьяго-де-Компостела. Было 4 крупных церкви с местными реликвиями и множество базилик поменьше, полностью утраченных (первые две не дошли до наших дней).

Сен-Марсьяль в Лиможе

Сен Мартен в Туре (1050, перестроена в XVII в.)

Сент Фуа в Конке (1041(1052) - 1090(1095)). По другим источникам: конец 11 нач 12 вв, 1120г – датирована скульптура, что означает, что к этому времени храм уже возведен.

Сен Сернен в Тулузе (1080-1095)

Последней, пятой базиликой была Сантьяго-де-Компостела.

Все эти церкви однотипны. Их архитектурный облик составляют:

имеют три или пять нефов и эмпоры, как правило, обходившие весь периметр здания на двух уровнях: нужно вместить огромное количество народа

Клересторий отсутствует, двускатная крыша перекрывает все три нефа, и таким образом, отсутствует базиликальный разрез

Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые – крестовыми, галереи – полуцилиндрическими. Высота центрального нефа=2 высоты боковых нефов. Ширина центрального нефа=2 ширины бокового. Такой же принцип перекрытия, высоты и ширины сохранялся в трансепте.

Трансепт также имеет 3хнефное устройство и аналогичный принцип перекрытия: центральный неф – полуциркульный свод, боковые – крестовые. Высота центр нефа=высоте центр среднего нефа трансепта. Высота боковых нефов=высоте бок нефов трансепта.

Паломники шествовали вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращались по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая таким образом молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.

Отсутствие клерестория порождало проблему освещения. Вся скульптурная декорация переходит в деамбулаторий, клуатр и на западный фасад, а в церкви появляется световая башня или световой трансепт.

Базилика Сент Фуа в Конке имеет непропорционально короткий центральный неф (22 м в высоту и меньше 7 м в ширину) и очень длинный трансепт. Западный фасад ее фланкирован двумя прямоугольными башенками. Над средокрестием находится восьмигранная башня на тромпах – световая. Окнами прорезаны также торцевые стороны трансепта и стены боковых нефов в нижнем ярусе. На южном рукаве трансепта находится цилиндрическая башня с винтовой лестницей. Крипту можно увидеть через окошечки-finestelle.

Сен-Сернен в Тулузе (Лангедок) – пятинефная базилика с развитым трансептом и хором, построенная для хранения мощей епископа Сернина. Высокий цилиндрический свод нефа укреплен подпружными арками, которые членят внутреннее пространство, раскрывающееся навстречу ярко освещенной апсиде. Эмпоры обходят сплошь весь периметр здания, включая трансепт и хор.

Далее характеристика храма по лекции Кр. Люб.

Сен Сернен В Тулузе

 

Самый большой из паломнич. Храмов. Западный фасад оформлен как самостоят часть (это место для хранений и собраний). 5 нефов все законы построения те же. Двухчастное деление стены нефа.

Опоры высокие, поставлены близко. Уровень эмпор выполнен в виде арок, разд на 2 арки.

По 2 апсидиолы на рукавах трансепта. Квадрат средокрестия перекрыт октагональным световыи барабаном. Принцип освещения тот же. Переход от квадрата к октагону тот же. Центр капелла больше остальных – аксиальная капелла.

Скульптуры на зап фасаде нет. Есть в тимпане одной из ячеек южного нефа (чуть больше остальных ячеек) – портал Межвиль (тимпан, капители). И в южной стене трансепта (капители) – Портал графов.

В экстерьере – односкатная почти плоская крыша, практически без выступов, чтобы не мешать проникновению света. Контрофорсы укр стены. Двухцветный храм (кирпич + белый камень). Октагональный барабан изначально двухярусный. Посл 2 яруса достраивали в готику.

С одной стороны, паломнические базилики предлагают чёткий план: все рукава латинского креста сходятся в средокрестии, акцентированном башней-фонарем или куполом, к этому средокрестию сходятся и хор с кольцевым обходом, хорошо освещенные радиальные капеллы, широкий, резко выраженный трансепт с апсидиолами и, наконец, подсказанный торжественностью многолюдных процессий, вытянутый в длину неф. Однако отсутствие клерестория и, таким образом, отсутствие непосредственного освещения центрального нефа создавало определённые препятствия для распространения такого типа базилик на севере Франции (все паломнические базилики расположены на юге). Поиски привили к сооружению в Бургундии важной, точно датированной монастырской церкви, в которой все законополагающие признаки французской романики оказались отчетливо выраженными. Это церковь Сент-Этьенн в Невере 1063-1097 годов - трехнефная базилика в форме латинского креста, шестипролетная, с кольцевым обходом и венцом из трех капелл. Она была полностью перекрыта сводами - цилиндрическими в среднем нефе, крестовыми в боковых нефах и кольцевом обходе. Средокрестие перекрыто октогональным сомкнутым сводом. Над боковыми нефами тянутся галереи с разделенными колонкой проемами трифориев. Но в отличие от паломнических церквей изначально в Сент-Этьенн существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних окон, то есть был полностью применен базиликальный разрез, а в интерьере трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция, ставшая впоследствии типичной для построек бургундской школы.

В бургундской церкви Сен Бенуа сюр Люар (1067) мы видим свод колыбелью (коробовый свод центрального нефа) на подпружных арках, декоративные трифории вместо галереи, высокий ломбардский хор и специальные окошечки в крипте – finestelle, предназначенные для паломников, приходивших поклониться мощам св. Бенедикта. Разросшийся нартекс превратился в галилею (трёхнефный нартекс), трансепт имеет свои эшелонированные апсиды, а главная апсида имеет деамбулаторий и венец капелл. Язык романской архитектуры сформировался.

Второй романский стиль (1088-XII/XIII вв.)

Несостоявшийся конец света в 1000 г. даёт новый импульс для развития архитектуры: в Европе начинается строительный бум. И наконец в 1088 г. начинается перестройка церкви апостолов Петра и Павла монастыря в Клюни – совершенный образец нового, романского искусства, господствовавшего в Европе в среднем до XIII в. В Иль-де-Франс 1140-е гг. – это уже начало готики, в Англии готика начинается с перестройки Кентерберийского аббатства в 1168 г., в Германии феномен поздней романики длится до XIII в. В Испании и Португалии романская архитектура приходится на XI- перв. пол.XIII вв. В Италии романское искусство длится также довольно долго, в Тоскане уже в XI в. возникает местный «инкрустационный стиль», а с XIII в. – Проторенессанс. Поэтому говоря об искусстве второго романского стиля, лучше будет разделить повествование по отдельным странам.

Романика во Франции (1088-ок.1150)

В 1088-1115 гг. в монастыре Клюни затевается перестройка церкви т.н. Клюни-3.

Так как храм до нас не дошел, то сущ несколько реставраций его плана и архитектурного облика. Все это, так или иначе, гипотезы.

В плане она представляет собой бенедиктинский крест 170 м в длину;

имеет 5 нефов, пропорции которых таковы, что центральный неф по ширине равняется двум боковым;

и трёхнефный нартекс – галилею;

чередующуюся связанную систему опор с крестчатыми опорами – кантонированными пилонами;

отчётливую связь интерьера и экстерьера;

многобашенный фасад (две западных башни и башня над средокрестием);

венец капелл и деамбулаторий;

сводчатое покрытие (центральный неф – тоннельный свод на подпружных арках, боковые своды – крестовые);

трифорий (наложенная декоративная аркада, здесь ещё нет эмпор);

два трёхнефных трансепта,

Вообще, используются традиционные римские своды: цилиндрический и крестовый. Своды Клюни-3 имеют слегка стрельчатые очертания, чтобы облегчить распор арки, т.к. в романике вся масса свода приходится на стену, которая имеет иногда 1,5 м в ширину. Это также позволяет повысить высоту здания: уже в эпоху романики своды достигают высоты 37 м в замковом камне, как в высокой готике. Отсутствие эмпор и широких оконных проёмов объясняется пока ещё боязнью за устойчивость здания. И в самом деле, в 1125 г. своды Клюни-3 обрушились. Но в дальнейшем стена прорезается эмпорами, и самый полный рисунок профиля центрального нефа выглядит так (снизу вверх):

ярус опор (как правило, связанная система);

эмпоры/стена (во Франции отдаётся предпочтение стене);

трифории;

клересторий.

Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена центрального нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон. Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

В целом, романика во Франции разделяется на несколько региональных школ, поэтому основным принципом классификации романики во Франции служит региональный. В настоящее время сравнительно четко выделяют композиционные и конструктивные приемы школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании.

История искусства