Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Античность – рождение стиля

Древняя Греция

Начало стиля как такового было положено приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции, искусство которой стало основой для общеевропейской культуры. Мировоззрение древних греков характеризуется предельным рационализмом, стремлением подчинить все логике, что вело к освобождению мышления от рабского подражания, следования канонам. За текущей изменчивостью, многообразием земного бытия древние греки усматривали гармоническое единство, незыблемый порядок, который олицетворяла небесная сфера. Совершенство чувственного мира воспринималось как преходящее, неустойчивое по сравнению с вечной, неуязвимой для временного потока красотой. Так древнегреческая культура обрела надежную точку опоры в этом относительном мире, прозрела присутствие абсолютной гармонии, устремленность к которой вызвала к жизни могучую творческую энергию и привела к открытию человеческой красоты, которая носила ярко выраженный осязаемый, телесный характер. Кроме того, особенностью миропонимания эллинов был антропоморфизм, суть которого сформулировал Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

В эту эпоху, как ни в какую другую, искусство отражало действительность, происходящие в обществе изменения, конкретные исторические события. Так, победа в греко-персидских войнах 499 – 449 гг. создавала естественное чувство благодарности богам-покровителям, а прилив богатства, обусловленный последовавшим периодом мира, давал и необходимые средства для выражения этого чувства в постройке новых храмов и других святынь. Кроме того, окончательное оформление классического рабовладения и развитие полисной демократии, способствовали подъему экономической и политической жизни, патриотизму и росту гражданского самосознания Греции в V в. до н. э. В связи с повышением политической роли Греции и стремительной колонизацией, в это время в архитектуре Афин появляется тенденция к выработке единого панэллинистического (общегреческого) стиля архитектуры, ярчайшим образцом которого является Парфенон, построенный в 447 – 432 гг. до н э. .

Греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, заботились о внешности. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на соревнованиях обнаженным. В жизни распространился идеал красоты обнаженного здорового тела, что нашло свое отражение в искусстве, главной задачей которого было правильное изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

После поражения Афин в Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н. э.) развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю. Развивался индивидуализм, стремление к личному благосостоянию, а не к общественному благу, постепенно исчезал дух патриотизма. В 338 г. до н. э. после битвы при Хиронее Греция окончательно теряет политическую независимость. Восхищение образом прекрасного и благородного гражданина, который избрали мастера V в., сменилось в эпоху эллинизма (325 – 30 гг. до н. э.) вниманием к внутренней жизни отдельного человека, интересом к человеческой личности, ее эмоциям, к теме трагического конфликта между личной судьбой и долгом или роком. Характерные черты скульптуры этого времени – динамичность, выразительность.

Переход от диктатуры Спарты к гегемонии демократических Афин в искусстве отразился сменой дорийского ордера ионийским. В это же время отчетливо обнаруживается тенденция к натурализму и гигантомании. Искусство этого периода, в частности Галикарнасский мавзолей, являет собой множество примеров разлада, несоответствия содержания и формы, кризиса стиля и отражает социальные и нравственные противоречия, которыми была полна жизнь людей.

Древний Рим

С 510 г. до н. э. ведет свою историю древнеримская эпоха. Римляне – суровые, жесткие воины, мудрые правители, прагматики – приспосабливали искусство к своим практическим потребностям. Поэтому Рим – это воплощенная утилитарность. Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория. Римляне охотно принимали в свой пантеон всех богов, героев, художников, все стили и формы искусства. Но, в то же время, римская архитектура была очень самобытна и величествена, и, как римское искусство в целом, резко отличалась своими мужественными формами от современной ей греческой.

После завоевания Греции в Рим ввозились в огромном количестве греческие статуи и картины. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римского ваяния, в области которого вначале наблюдается искусственное возвращение к архаической простоте, но затем безгранично царит пышность эллинистического искусства. Это объясняется тем, что Рим находился под сильным влиянием императора и его двора. Для этой эпохи было характерно стремление возместить отсутствие оригинальности колоссальностью размеров или драгоценностью материала – разноцветного мрамора, порфира, базальта и в этом сказывается нездоровое влияние Востока.

Основным фактором, повлиявшим на формирование стиля в период августовского классицизма (I в до н. э.) стал личный вкус и воля императора Августа, который требовал украшать город, воздвигать новые памятники, восстанавливать и улучшать старые. В архитектуре главным качеством стала декоративность. В искусстве скульптурного портрета исчезла чувственность эллинистических образов, ее сменял классицизм с рационалистичностью, вместо естественности и непринужденности усиливались ноты официальности, что вполне отвечало культу императора. В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданого другому, по типу, угодному императору. Это было время строгой академичности, консерватизма, отточенности и ясности форм. В это время была введена в обиход аркада, состоящая и ряда «римских ячеек», из которых и был построен в 75 – 82 гг. знаменитый Колизей .

Негативные явления общественной жизни конца II – III вв. н. э. – частая смена императоров, отпадание провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей – привели также к кризису античной культуры: низкому уровеню грамотности, огрублению нравов, пессимизму.

Таким образом, очевидно, что на протяжении всей древнеримской эпохи римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Именно это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа. В эту эпоху, эпоху нескончаемых войн, междоусобиц и нестабильности власти как никогда был силен культ героев, а возросший интерес к сильной личности, появившейся психологии человека стал причиной того, что отвлеченный идеализм греческой скульптуры был постепенно вытеснен искусством скульптурного портрета.

 В Древней Греции стиль полностью отражал характер эпохи, чутко реагировал на внешние изменения. Ни одна победа, ни одно поражение, ни один социальный, экономический, политический кризис или, напротив, подъем не остался без внимания в творчестве эллинов. Главным принципом античной эстетики и искусства был принцип телесности, который был следствием мощного антропоморфизма эллинского мышления. В силу рационализма и конкретности своего мышления древние эллины были мастерами ясности конструкции и чистоты формы.

 Греческое античное искусство объективировало социально-общественные стороны личности (гражданственность, героизм, мужество, долг и т. д.) и телесность человеческого бытия. В этом искусстве органически слиты эпоха и художник.

История искусства