Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Бургундия – территория, знавшая римскую античность, и это немаловажно. Однако главным источником архитектурных влияний следует считать аббатство Клюни.

Как правило, бургундская церковь:

стремится к базиликальному разрезу,

план имеет очертание латинского креста, с резко выступающим трансептом

отчётливо выраженное пространство хора.

с XI века в крупных церквях применялся деамбулаторий с венцом капелл,

 в меньших - бенедиктинский план с эшелонированными апсидами.

Перекрытия – сводчатые (средний неф – цилиндрический с подпружными арками или крестовый (Везле), боковые – крестовые)

В интерьере – трехъярусное горизонтальное членение: главная аркада, трифории (галерей, как правило, нет), окна клерестория..

Почти всегда обязательно башня над средокрестием.

Конечно, ни один из последующих памятников не повторил величия и грандиозности Клюни-3: в большинстве случаев это были сильно упрощенные варианты, но обладающие основными особенностями клюнийского типа. К таким базиликам можно отнести однонефную церковь Парэ-ле-Мониаль рубежа XI-XII веков, с тремя радиальными капеллами и трансептом с апсидиолами. От пят сводов отходят контрфорсы.

Под влиянием Клюни несколько видоизменяется и бенедиктинская схема: собор в Отене (1130) – с трансептом без апсидиол, тремя эшелонированными апсидами, имеет развитый хор и кольцевой обход. Паломническая церковь Сент Мадлен в Везле, построенная в 1120-40 годах, имеет девять травей, перекрытых крестовыми сводами, а десятую восточную – нервюрным. Восточная часть отличается от клюнийской схемы: хор по ширине равен слабо выступающему трансепту, пять капелл также почти утоплены в общем объеме восточной части. Кроме того, здесь отсутствует ярус трифориев и стена получает только двухчастное членение – нижняя аркада и окна клерестория. К этой группе относятся также Анзи-де-Дюк 1190 года и Сен-Лазар в Аваллоне середины XII века.

Нормандия

Для нормандских церквей характерен план в форме латинского креста, западный фасад, фланкированный двумя башнями, бенедиктинский хор (эшелонированные апсиды в церкви монастыря Сент Трините в Кане (1062-1070)) или апсида с деамбулаторием (церковь Сен-Этьенн в Кане (1063-1081)), очень широкой центральный неф и узкие боковые. Венец капелл не получил в Нормандии распространения. В интерьере как правило – трехъярусное членение: главная аркада, галереи или трифории (в Сен-Этьенн - просторные галереи, перекрытые полуциркульными сводами, в Трините – ярус трифориев) и окна клерестория. Важной особенностью нормандских церквей является наличие галерей в торцах трансепта: в церкви Серизи-ла-Форэ галереи над боковыми нефами сообщаются с галереями трансепта и хора и сходятся в апсиде, образуя обход по всему периметру здания.

Все своды нормандских церквей – крестовые. Вообще, характерной чертой нормандских построек зрелой романики является раннее использование крестового свода на нервюрах. Здесь арка ещё не имеет стрельчатых очертаний, подобно ломбардским нервюрным сводам.

Зальные церкви Оверни и Пуату

В первой половине XII века значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно не юге столетие назад сложились конструктивные основы романской архитектуры.

Для Оверни и Пуату характерны:

трёхнефные церкви

с планом в форме латинского креста,

с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл,

нефы почти равной высоты (зальные или псевдозальные базилики),

все три нефа часто перекрыты общей кровлей

верхние окна клеристория отсутствуют,

есть галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами.

Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые – крестовыми

Над отчетливо выраженным средокрестием овернских базилик помещался купол на тромпах, снаружи спрятанный в прямоугольный массив с восьмигранной башней.

Ещё в первой четверти XI века церковь в Мутье-де-Тьер имела галереи над боковыми нефами, перекрытые полуциркульными сводами, подпирающими цилиндрический свод центрального нефа и открывавшимися в неф пролетами арок, через которые в центральный неф поступал свет из окон галерей. Таким образом, создается гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, сильно отличающася от северных построек и Бургундии. Проблема освещения порождала необходимость в постройке световых трансептов и даже световых трифориев (ц. в Иссуаре).

Овернская школа представлена группой сравнительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км вокруг Клермон-Феррана, где была построена базилика Нотр-Дам-дю-Пор. Это трёхнефная базилика, с венцом из четырех капелл и трансептом с апсидиолами на его плечах. Церкви с тремя нефами почти равной высоты, чаще всего с трансептом и хором с кольцевым обходом и венцом из 3-5 капелл сконцентрированы вокруг центра в Пуату. Старейший пример – Сен-Николя в Пуатье (1050-1060). Иногда в небольших церквях встречаются и плоские апсиды. Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп (XI/XII вв.) имеет над средокрестием прямоугольную башню, обычную для Пуату и три нефа почти равной высоты, перекрытые общей кровлей. Четко выраженный трансепт имеет в каждом плече по капелле. Хор заканчивается круговым обходом и венцом из 5 капелл. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, средний - цилиндрическим. Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье (2/4 XII в.) не имеет трансепта, а над средокрестием расположена башня. Освещается церковь окнами боковых нефов.

Другим типом, распространённым на Западе Франции, являются церкви с одним обширным нефом, перекрытые серией куполов. Их центр расположен в Перигоре. Неф собора в Ангулеме (1105-1123) перекрыт тремя куполами, средокрестие также отмечено куполом, плечи трансепта имеют по куполу меньшего диаметра. Монастырская церковь Сен-Фрон в Периге (1120) сильно отличается от остальных тем, что имеет план в форме греческого креста и перекрыта пятью куполами на парусах (как бы совмещается пять крестово-купольных ячеек). Но эту церковь вряд ли можно отнести к базиликальному типу.

Прованс

В Провансе рано появляется отшельничество и небольшие монастыри. Для этого региона характерны небольшие, хотя и высокие однонефные базилики с полуциркульной или многогранной апсидой. Среди них можно назвать Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне (1140-1160), собор в Оранже (1083-1126). Кольцевой обход хора встречается как исключение. Например, таким исключением является Сен-Жиль-дю-Гар (закончена в 1116 году), имеющая венец капелл и кольцевой обход. Монастырская церковь в Монмажуре (1117), небольшая с одной многогранной снаружи апсидой и двумя апсидиолами на плечах трансепта. Церковь имеет достаточно развитую крипту, в которой есть кольцевой обход и венец капелл и повторяются апсидиолы трансепта. Галереи и трифории в постройках Прованса отсутствуют. Неф перекрывается цилиндрическим сводом, но встречаются и купола на тромпах (Нотр-Дам-де-Дом). Иногда встречаются трехнефные базилики с широким центральным нефом и очень узкими боковыми и высоким, но слабо выступающим трансептом (Сен-Трофим в Арле). Сен Трофим в Арле: узкий и высокий центральный неф, цилиндрический свод на подпружных арках. Двухуровневое решение нефа по вертикали: очень высокие полуциркульные арки и ярус стены с узкими окнами. Вопрос об изначальном отсутствии окон в боковых нефах. Отсутствие строгой упорядоченности внутренней структуры: трансепт и неф не выровнены по высоте.

Цистерцианские церкви

Цистерцианский орден был основан в 1098 г. Робертом Молезмским. Он вместе с несколькими монахами «из любви к бедности» покинул свой монастырь Молезм, чтобы в уединении осуществить идеал монашеской аскезы. Бургундский герцог предоставил Роберту землю, на которой она основал близ Дижона монастырь Сито (Cistertium), позднее давший имя могущественному ордену цистерцианцев. Это был вызов обмирщению старых конвентов, попытка воплотить аскетический идеал бенедиктинства вдали от мира, на землях, ещё не культивированных и не заселённых людьми. Все предществующие реформы монашества сводились к обновлению уже существующих монастырей; теперь речь шла о создании нового монашества. Особую роль в становлении этого ордена сыграл Бернар Клервосский (ок. 1090-1153), вступивший в орден в 1112 г. В 1115 г. он основал монастырь Клерво (Шампань). Его влияние было огромно. Бернар Клервосский решал, кто будет занимать Святой престол, как следует вести себя государям и рыцарям, боролся с альбигойцами и Абеляром, инициировал Второй крестовый поход (1146-1148). В церкви он выступал не только за её обновление и очищение, но и за упрощение искусства – отказ от всего того, что не было абсолютно необходимым (от трифориев, башен, скульптурной декорации). «Для чего же в монастырях перед взорами читающей братии эти образы безобразного, к чему тут грязные обезьяны, к чему дикие львы, к чему чудовищные кентавры, к чему полулюди? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов, и так далее. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о Законе Божьем, поучаясь». В 1124г. в цистерцианской среде выходит запрет на все виды скульптуры. Предпочтение отдается прямоугольным формам. Церковь монастыря Фонтенэ (н. XII в.) – трёхнефная базилика с планом в форме латинского креста, перекрытая тремя параллельными цилиндрическими сводами с подпружными арками, точно такой же свод над трансептом. Нет трифориев и верхних окон. Использовано характерное для построек этого ордена прямоугольное завершение хора и две такие же прямоугольные капеллы открываются в плечи трансепта. Монастырские церкви в Фертэ, Крерво, Моримонде, Понтиньи построены по такому же принципу.

Романика в Италии

Политическая разобщённость Италии приводит к очень сильной разнице в архитектурных конструкциях разных регионов. Юг Италии занимает самое необычное государственное образование Средневековья – Королевство обеих Сицилий. Нормандский герцог Робер Гвискар захватил в 1059 г. итальянскую Кампанью и вынудил папу Николая II признать свою власть; в 1060-61 он захватил Сицилию; в 1071 изгнал из Реджо и Бари последних обретавшихся там византийцев, а в 1081-83 гг. послал своего сына Боэмунда опустошать Эпир и Фессалию. Так образовалось Королевство обеих Сицилий, нормандское государство, где бок о бок жили нормандцы, сицилийцы, греки и мусульмане. Это был центр переводов с греческого и арабского, очаг слияния разных художественный стилей и, к тому же, редкий образец веротерпимого государства. Совершенно по-другому выглядит Рим, находящийся в упадке. С другой стороны, Рим является христианским центром Европы и по-прежнему ориентируется на раннехристианские формы. Часть Италии, лежащая к северу от Рима, являет нам совершенно иную картину. Север Италии раздроблен на множество мелких государств, практически каждое из которых предлагает нам свою школу. Заметны Ломбардия, Тоскана, Умбрия, области Паданской низменности (в частности Эмилия-Романья) и Венеция. Ломбардия – область, из которой пришла романика, больше других является примером именно романского стиля. Венеция обнаруживает огромное влияние Византии, Тоскана и центральная часть Италии – слияния самых разных традиций.

В Италии сталкивались интересы различных государств, претендовавших на восстановление «всемирной империи». Сюда стекались со всех концов света многочисленные паломники, привлеченные папским престолом и реликвиями «вечного города». Многовековое противоборство папства и светских феодалов сделало невозможным ее объединение, которому препятствовало также соперничество иноземных государств за обладание короной Римской империи. Вместе с тем, благодаря выгодному расположению на Средиземном море и тесным связям как со странами Западной Европы, так и с Византией, Италия рано стала посредницей в экономическом обмене между Западом и Востоком. Уже в XI — XII веках здесь выросли города, вплоть до падения Византийской империи державшие в своих руках важнейшие нити европейской торговли. Более того, прибыль от фрахта судов крестоносцев сделала баснословно богатыми такие города, как Венеция и Генуя.

Все это не могло не сказаться на характере искусства Италии. Традиции античности и средневекового Запада и Востока переплетаются здесь более тесно, чем где бы то ни было в Европе.

История искусства