Художественные стили в искусстве

История искусства
Готический стиль
Живопись Витраж
Античность
Искусство Византии
Барокко
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Архитектура в Вене
Джованни Лоренцо Бернини
Франческо Борромини
Барокко во Франции
Барокко в Англии
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Архитектура и скульптура готики
Собор Нотр-Дам в Париже
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
Готика в Нидерландах
Города и замки Германии
Рождение средневековой культуры
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Паломнические базилики
Бургундия
Северная Италия
Романика в Испании
Романика в Англии
Романская архитектура

Романика в Испании (2/2 XI-XIII вв.)

Реконкиста началась с территории испанского королевства Леон (в районе нынешней Астурии), которое единственное не было завоёвано маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе (1195), когда кастильские войска потерпели полное поражение от значительно превосходящих сил альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура. После победы аль-Мансур занял большую часть Новой Кастилии, а в руках Альфонса VIII остался только город Толедо (освобождённый в 1085). Закончилась реконкиста в 1492, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512). Кстати, впервые в истории Европы захват земель проходил под именем священной войны христиан против неверных: опыт, учтённый и взятый на заметку крестоносцами, отправлявшимися на Восток в поисках новых земель и фьефов.

Арабы владели Иберийским полуостровом с VII в. Взаимодействие двух народов с различной религией, мировоззрением и культурой приняло чрезвычайно сложные формы. Арабы принесли в Испанию очень высокую культуру, в орбиту которой были вовлечены народности Иберийского полуострова. Арабский Восток наложил заметный отпечаток на развитие испанского искусства в течение многих столетий. Таким образом, эпоха средневековья отличалась в Испании большими внутренними противоречиями: политический антагонизм испанцев и мавров существовал здесь наряду с тесным культурным взаимовлиянием обоих народов, фанатическая и религиозная вражда христианства и ислама — с фактами не только непосредственного использования приемов мавританской архитектуры в области церковного зодчества, но и строительства христианских храмов руками мусульман.

В условиях борьбы с маврами значение Церкви и влияние были неизмеримо сильнее, нежели в любом другом месте Европы. Эти процессы сопровождались глубокими переменами в культовой архитектуре. Они выражались в обращении к типам и формам, сложившимся к середине XI века в романской архитектуре Франции: Франция была средоточием средневековой культуры, она принимала активное участие в реконкисте, большинство представителей высшего духовенства происходило из Франции и, самое важное, - с конца X века испанские правители покровительствовали могущественному монашескому ордену бенедиктинцев, для которого Испания с повышенной ролью католической церкви представляла благодатную почву.

На освобожденной территории образовались новые феодальные испанские государства: Леон с Галисией и Кастилия, Наварра, Арагон и Каталония. Разнородность отдельных областей, многообразие государственных образований чрезвычайно характерны для испанского средневековья.

История испанского средневекового искусства — это история постепенного становления молодой крепнувшей художественной культуры, формировавшейся в упорной борьбе народа за освобождение от иноземного владычества, а затем в длительном процессе создания единого централизованного государства. Искусство воспринимало в сложном взаимодействии традиции Востока и Запада. Для начального этапа развития искусства северных испанских областей, сохранивших свою независимость (Наварра, Кастиля, Леон), характерны тяжеловесные, в духе грубоватой вестготской архитектуры церковные постройки протороманского, так называемого астурийского стиля. Однако дальнейшее утверждение испанцев на полуострове и интенсивное церковное строительство на отвоеванных землях поставили перед искусством новые задачи, и со второй половины XI в. можно говорить о сложении в Испании романского искусства.

Сооружение католических соборов и монастырей было первоочередной задачей испанских зодчих. Значительным фактором, приведшим к быстрому росту бенедиктинских монастырей, стало обнаружение в 812 г. на севере Испании, в Галисии, гробницы апостола Иакова, превратившейся в один из крупнейших центров паломничества, на тупи к которому вырос ряд монастырей, сооруженных для обслуживания нужд паломников. На месте гробницы апостола Иакова был построен крупный монастырская церковь Сантьяго де Компостела (1078-1120). Одна из больших паломнических церквей, она полностью повторяла тип, сложившийся во Франции в XI в. Внешний вид собора сильно изменен позднейшими перестройками. Это большая

трёхнефная базилика без базиликального разреза,

пересеченная трёхнефным же трансептом,

с деамбулаторием и венцом капелл.

Возможно, церковь Сен Сернен в Тулузе послужила прототипом собора в Сантьяго. Строгое, логичное, пластически выразительное построение интерьера придает впечатление особенной торжественности этому храму — главному центру паломничества в Европе. Вместе с тем в декоре собора имеются и элементы мавританского зодчества — окна над главной капеллой обрамлены многолопастными арками.

Следует отметить, что мавританская архитектура внесла свою долю в романские постройки Испании:

часто в качестве колоколен церквей использовали минареты;

наряду с романской полуциркульной аркой охотно применяли многолопастные и подковообразные арки;

в орнаментальные украшения вплетались восточные мотивы.

Типичным примером монастырской церкви является Сан Мартин де Фромиста (1066), построенная по образцу церквей Южной и Центральной Франции. Небольшая постройка с тремя почти одинаковыми по высоте нефами, трансептом и тремя апсидами. Средокрестие увенчано восьмигранной башней, западный фасад фланкирован двумя небольшими цилиндрическими башенками. Интересен характер освещения, хорошо отвечающий климатическим особенностям страны: почти равная высота трех нефов и отсутствие трифориев обусловили полумрак в интерьере, освещаемом лишь через окна боковых фасадов. Этот приём получил в Испании широкое распространение. Другой особенностью пространственной организации церкви является отсутствие хора и непосредственная связь апсид с трансептом, что также получило распространение в культовых постройках Испании. Такой тип паломнической церкви послужил образцом для строительства приходских и монастырских храмов в Испании в раннюю эпоху.

Вообще, по конструкции романские постройки Испании проще и единообразнее французских:

в плане несколько сокращена длина нефов,

вытянут трансепт.

средокрестие оказывается более выявленным,

хор охватывает собой не только восточную часть нефа, но и зону, помещенную под средокрестием.

богатство декоративных элементов.

Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой «саламанкской» группы. Все они имеет уникальную для испанской романского стиля особенность - средокрестие, увенчанное барабаном с куполом на парусах. Образцом для остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (1160). Его фонарь снаружи представляет собой купол конических очертаний с богатым декоративным убранством, прорезанный двумя ярусами окон. Внутри общая композиция фонаря отличается исключительной оригинальностью. Она основана на контрасте ясных форм сферического купола с насыщенным сложными архитектурными деталями двухъярусным барабаном и монументальной простотой четырех мощных опорных арок с легким стрельчатым изломом. Крестовые своды перекрывают как боковые нефы, так и центральный.

Усиление арабских влияний выражается в применении в культовом строительстве кирпича. Первые такие церкви были построены в XII веке в Саагуне – резиденции клюнийского ордера, и по плану и объемно-пространственной композиции эти здания относятся к бенедиктинскому типу. Это трёхнефные и трёхапсидные постройки с квадратной в плане башней над средокрестием и с такой же, но более высокой башней (близкой по формам к классическому типу арабской архитектуры – минаретам) у одного из боковых фасадов. Более того, эти постройки обнаруживают черты, характерные для всех южных стран. Так, к монастырям примыкали обширные клуатры, призванные защищать здание от чрезмерного нагревания солнечными лучами, создавая вокруг него своеобразную теневую зону. Кроме того, нарушая пластическую замкнутость постройки, они смягчают общее суровое и солидное впечатление от массивынх стен с маленькими высоко расположенными окнами и просто и ясно профилированными карнизами. Один из первоклассных образцов — клуатр монастыря Санта Мария де Риполь (XI в.) в Каталонии с двухъярусной галереей, отмеченной гармоничными пропорциями. Большая гранитная галерея примыкает и к стене южного нефа церкви Сан Висенте в Авиле (XII-XIII вв.). В церкви Сан-Мартин в Сеговии (XII в.) галерея имелась не только на боковых, но и на западном фасаде, огибая здание с трех сторон. Сан-Лоренцо в Сеговии первой половины XIII века – классический для этого региона тип каменной церкви с арочной галерей вдоль боковых фасадов, но с не менее классической для Саагуна квадратной широкой башней над средокрестием.

Романика в Португалии (к. XI-н.XIV вв.)

Древняя история современной Португалии, некогда римской провинции Лузитании, тесно связана с историей остальных областей Пиренейского полуострова. Освобожденные от мавританского владычества земли в северо-западной части полуострова между реками Дуэро и Монтегу получили название Португалии (Portus — cale), по имени самого значительного города области — Порту (Опорто). В XI столетии здесь образовалось графство Португальское, владения которого вскоре значительно расширились в результате успешной борьбы против мавров. В 1143 г. Португалия освободилась от вассальной зависимости Кастилии, образовав самостоятельное королевство, возглавляемое бургундской династией. Спустя четыре года у арабов был отвоеван Лиссабон, ставший столицей государства. Вследствие выгодного географического положения на побережье Атлантического океана Португалия чрезвычайно рано завязала торговые и культурные отношения с Францией, Англией, Фландрией. Португальцы были по времени первым народом Европы, сыгравшим значительную роль в великих географических открытиях.

Раннее зодчество Португалии представляет собой летопись успехов реконкисты: завоевание каждой новой области сопровождалось строительством крепости и церкви. Произведения раннероманского искусства появились в Португалии в конце XI в. (например, церковь в Браге, облик которой искажен позднейшими пристройками и реставрацией).Общность исторических судеб Испании и Португалии обусловили и общее характерное значение католической церкви. Церковь объявила реконкисту чисто религиозным движением против мусульманства. Тесная связь религии и воинственного духа церкви находит отражение в сходстве фортификационной и культовой архитектуры. Церкви напоминают крепости, но при этом в построении своего плана ориентируются на искусство Франции. Вообще, для средневекового искусства Португалии, как и для искусства Испании, характерно сложное взаимодействие художественных традиций Востока и Запада, в данном случае — Франции. Отсюда возникла несомненная общность произведений испанских и португальских мастеров средневековья. Но мавританское влияние сказалось в португальской культуре слабее, чем в испанской.

Примером французского влияния может служить собор Богоматери в Лиссабоне (1164). Его план сближает его с паломническими церквями Франции – трёхнефный в 6 травей, есть венец капелл, нартекс, две башни на западном фасаде. В этом здании в отличие от других построек Португалии видна продольная направленность. Собор Богоматери в Эворе (1184-1204) развивает особенности лиссабонского собора: три нефа, две башни на западном фасаде, нартекс, башня-фонарь над средокрестием. Собор еще больше вытянут - имеет в длину 7 травей.

Но вместе с тем во многих чертах сказывается влияние арабского искусства, например, в устройстве террасных или плоских крыш. Собор Богоматери в Опорто (1113-1136) – трёхнефный, длиной в 5 травей, стены с узкими щелевидными окнами, стрельчатые арки, плоская крыша. Собор Богоматери в Коимбре (1151-1162) характерный для Португалии конца XI века - первой половины XII башни трехнефный в 5 травей, западного фасада почти не возвышаются над основным массивом здания, узкие окна, плоская кровля. Над пониженными боковыми нефами - галереи. Пониженные апсиды на восточном фасаде. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые - крестовыми, над средокрестием – башня-фонарь. Построенный из желтоватого известняка собор Коимбры расположен на склоне холма; своими массивными стенами и фасадом, увенчанными зубцами, он напоминает укрепленный замок. В центре западного фасада помещен четырёхугольный выступ с главным входом в виде глубоко втянутого в толщу здания портала с круглыми архивольтами на пилястрах и колонках. Подобный пластически выразительный мотив повторен и во втором ярусе: на этот раз большое окно включено в такой же глубокий портал. Плоскость стен оживлена лишь узким поясом арок, обрамляющим высоко расположенные окна.

Хотя соборы во многом определяли характер церковного строительства, все же в количественном соотношении они терялись в огромной массе монастырских церквей. В отличие от соборов в этих постройках сильны местные традиции, но также в них обнаруживается влияние монастырских церквей Бургундии и Прованса. Они отличаются от соборов не только иной объемно-пространственной композицией (отсутствием венца капелл и парных башен на западном фасаде), но и иной конструктивной системой: все эти церкви однонефные или трёхнефные со стропильными перекрытиями. Лишь своды апсид строились из камня. Трёхнефная церковь Сан-Педро-де-Ратес 1152 года, однонефные Сан-Сальвадор-де Браваэс и Сан-Педро-де-Ферейра. Этот тип храма отличается чрезвычайной устойчивостью и почти не изменяется на протяжении веков. Наряду с базиликальными постройками в Романское время в Португалии было создано редкое для средневековой Европы центрическое здание — церковь ордена тамилиеров в Томаре (1160).

В Португалии, так же как и в Каталонии, романское искусство продолжало существовать в течение всего XIII столетия. В это время многие элементы готической системы уже получили распространение в церковном зодчестве, но язык пластических форм еще оставался романским. Цистерцианский монастырь Санта Мария в Алькобасе (около 1190—1220 гг.) — одно из лучших произведений ранней португальской готики. Это большая (160 м длины, 16 м ширины и 21 м высоты) перекрытая крестовыми сводами трехнефная базилика с двухнефным трансептом и венком капелл. Интерьер монастыря в Алькобасе отличается пространственным размахом. Нефы одинаковы по высоте, но центральный почти в два раза шире боковых. В узких боковых нефах особенно ощутима устремленность ввысь вытянутых, стройных по пропорциям опорных столбов. Впечатление большого пространства усиливается и тем, что в португальских церквах в противоположность испанским центральный неф совершенно свободен. Белизна камня является главным украшением интерьера, лишенного какого-либо декоративного убранства. Монастырь в Алькобасе знаменует развитие новых для Португалии принципов готической системы и вместе с тем является ярким свидетельством устойчивости романских традиций. Высокие зубчатые стены с узкими, похожими на бойницы окнами создают впечатление суровой статики форм. Такой же характер имеют и другие части монастыря, в частности построенный в начале XIV столетия клуатр.

История искусства